Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г.

Предлагаемый документ оппозиционные публицисты не без некоторого основания называли настоящей конституцией Российской империи. Положение было подготовлено в ответ на убийство Александра II. Его разработкой руководил министр внутренних дел гр. Н.П. Игнатьев. Затем проект был одобрен Комитетом министров и утвержден императором Александром III. Новый закон сводил воедино все репрессивные мероприятия, использовавшиеся против революционного движения в 1870-е гг., и дополнял их новыми. Он регламентировал режим исключительного (чрезвычайного) положения и предусматривал три его разновидности. Устанавливались очень размытые условия его введения. Пользуясь этим, правительство часто злоупотребляло исключительными положениями. В 6 губерниях, в т.ч. в обеих столицах, положение усиленной либо чрезвычайной охраны действовали с 1881 по 1917 г. без перерывов. После 1881 г. один из видов исключительного положения (включая третий, предусмотренный статьями 28-31) распространялся на большую часть империи. Положение приводится с некоторыми сокращениями.

Положение Комитета министров[1], высочайше утверждённое 14 августа 1881 года

 

а) чтобы лицам, виновным в сооружённом сопротивлении властям или нападении на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц, при исполнении ими обязанностей службы, или же вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев, или поджогом - определялось наказание, предусмотренное статьёй 279 Воинского устава о наказаниях, изд. 1879 года[2];

19. Утверждение всех приговоров Военного Суда, по делам сего рода. принадлежит Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - Командующим войсками, в военном округе расположенными, которым присваиваются по сему предмету права, предоставленные статьями 1234, 1238 и 1241 кн. XXIV Свода военн. пост. главнокомандующему в военное время[3].

20. Действие статьи 511 т. II ч. I, изд. 1876 года, распространяется в пределах местностей, объявленных в положении усиленной охраны, на замещение всех вообще должностей по земским, городским и судебно-мировым установлениям, утверждение в каковых должностях не поставлено действующим законом в прямую зависимость от губернаторов или градоначальников и министра внутренних дел, с тем, чтобы, независимо от сего, по требованию губернатора или градоначальника, были немедленно удаляемы от должностей по упомянутым постановлением все те лица, которые признаны будут неблагонадёжными в силу стать 494 т. II, ч. I. Правило это не распространяется однако на мировых судей и лиц, служащих в земских и городских общественных учреждениях по выборам[4].

е) право устранять от должности на время объявленного положений чрезвычайной охраны чиновников всех ведомств, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях; из сего исключаются только лица, занимающие должности первых трёх классов[5];

35. При обсуждении представления о высылке, упомянутое совещание может потребовать необходимых дополнений и разъяснений, а в случае надобности – вызвать для личных объяснений предназначенное к высылке лицо[6].

36. Для безвыездного пребывания в месте, для высылки определённом, устанавливается срок в размере от одного года до пяти лет[7] <…>.

 

 

 

[1] Комитет министров – высшее государственное учреждение России в 1811-1906 гг. Включал министров, председателя Государственного совета и его департаментов. Предварительно рассматривал некоторые административные дела, превышающие компетенцию отдельных министров, а также отдельные законопроекты, которые почему-либо представлялось неудобным вносить в Государственный совет. Положение об охране принадлежало ко второму роду дел. Предложения комитета утверждались императором.[2] Т.е. смертная казнь.[3] Т.е. право утверждать приговор окончательно без права подсудимого подавать кассационную жалобу в Главный военный суд.[4] Статья давала губернатору и градоначальнику право давать согласие на назначение и требовать увольнения всех земских и городских служащих.[5] К первым трём классам по табели о рангах относились только высшие чины центрального управления, генерал-губернаторы и командующие войсками военных округов. Губернаторы и председатели местных судов (включая старших председателей судебных палат) относились к IV классу.[6] На практике такие лица не вызывались.[7] Как правило, назначался 3-летний срок.