Положение о начальных народных училищах 1874 г.
Предлагаемый документ был составлен под руководством министра народного просвещения гр. Д.А. Толстого. Он стремился установить бюрократический контроль ведомства просвещения над начальным образованием. Предыдущее положение 1864 г. (см. Законы о начальной и средней школе 1864 г.) возлагало руководство начальными школами на независимые от администрации губернский и уездный училищные советы. Первый возглавлялся епархиальным архиереем или губернатором (не подчиненными министру просвещения), второй самостоятельно выбирал председателя (в большинстве случаев из членов от земств).
Толстой еще в 1869 г. добился создания должностей губернских инспекторов народных училищ, подчиненных попечителю учебного округа. В 1871 последовала министерская инструкция, предписывавшая инспекторам активно вмешиваться в назначение учителей, что не соответствовало действовавшему законодательству и лишь вызвало конфликты инспекторов с земствами и иными учредителями школ. Поэтому министр в 1873 г. подготовил проект нового положения, согласно которому председателями губернских и уездных училищных советов назначались чиновники ведомства просвещения (соответственно директоры и инспекторы народных училищ), а также вводилось подчинение губернских советов попечителям учебных округов.
Этот проект встретил решительное сопротивление в Государственном совете. Противники министра добились издания в декабре 1873 г. императорского рескрипта о возложении надзора над школами на дворянство. Толстой был вынужден переделать проект. Председательство в училищных советах было возложено на предводителей дворянства, которые нередко активно взаимодействовали с земствами. Сохранилась независимость советов от попечителя. В то же время надзорные полномочия советов и их председателей были существенно расширены. Новые должности инспекторов народных училищ (прежние были преобразованы в директорские) по финансовым соображением были созданы в количестве двух на губернию (вместо одного на уезд по первоначальному проекту Толстого).
В таком виде проект был одобрен Государственным советом и 25.5.1874 г. утвержден императором Александром II. Он действовал до 1917 г. Приводится с небольшими сокращениями.
Отдел первый. Цель, различные виды начальных народных училищ и учение в оных
Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.
Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:
1) Ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.
2) Ведомства министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частью на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.
3) Других ведомств: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.
4) Все общие воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.
Примечание. Правила, здесь изложенные, не касаются первоначального обучения на дому лицами разного звания.
Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.
Ст. 4. В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке.
Ст. 5. В начальных народных училищах употребляются учебные руководства, одобренные министерством народного просвещения и духовным ведомством, по принадлежности.
Ст. 6. В училища могут быть принимаемы дети всех состояний, без различия вероисповедания.
Ст. 7. Там, где не представляется возможности иметь отдельные мужские и женские училища, дети обоего пола могут обучаться в одном и том же училище, но с тем, чтобы в таких смешанных училищах девочки были не старее 12 лет. Воскресные же школы учреждаются исключительно для учащихся одного пола.
Ст. 8. Установление платы за учение и освобождение от оной зависят от усмотрения тех ведомств, городских и сельских обществ и частных лиц, на счет которых училища содержатся.
Ст. 9. Правительственные ведомства и духовное начальство, каждое по своей части и по своему распоряжению, открывают и закрывают учрежденные ими начальные народные училища, сообщая только об этом для сведения уездному училищному совету.
Ст. 10. Начальные народные училища учреждаются земством, городскими и сельскими обществами и частными лицами, с предварительного разрешения инспектора народных училищ и с согласия председателя уездного училищного совета, о чем и доводится до сведения сего совета. В случае отказа в таковом разрешении может быть приносима жалоба губернскому училищному совету.
Ст. 11. Упомянутые в предыдущей статье училища, в случае беспорядка и вредного направления учения, закрываются временно, по соглашению председателя уездного училищного совета с инспектором народных училищ; окончательное же упразднение такового училища зависит от решения уездного училищного совета. Решения о временном закрытии какого-либо училища принимаются не иначе, как по личном председателя училищного совета и инспектора народных училищ удостоверении на месте в происшедшем беспорядке или во вредном направлении, принятом училищем.
Ст. 12. Размер содержания и порядок отчетности в денежных суммах по начальным народным училищам устанавливаются теми ведомствами, земством, городскими и сельскими обществами и частными лицами, на счет которых училища учреждены и содержатся. В распоряжения по всем этим предметам члены губернского и уездного училищных советов не входят, а принимают их только к соображению при обсуждении вообще материальных средств училищ.
Ст. 13. Земству, а также городским и сельским обществам, учреждающим и содержащим начальные народные училища, предоставляется для ближайшего заведывания оными избирать особых попечителей и попечительниц. Учредители же частных и воскресных школ сами состоят их распорядителями. В женских воскресных школах обязанности этого звания возлагаются преимущественно на лица женского пола. Попечители и попечительницы начальных народных училищ, равно как распорядители и распорядительницы частных и воскресных школ, утверждаются в сих званиях и увольняются от оных губернским училищным советом, по представлении надлежащего уездного училищного совета, в коем они имеют право заседать и подавать голос только по делам своих училищ и школ.
Ст. 14. Попечители и попечительницы начальных народных училищ, а равно распорядители и распорядительницы частных и воскресных школ, заведуя делами вверенных им учебных заведений, входят в соглашения по оным с инспектором народных училищ и вполне ответствуют за порядок в сих заведениях.
Ст. 15. Начальные народные училища освобождаются от представления всякого рода срочных ведомостей, донесений и т. п. Необходимые о них сведения собираются членами училищного совета на месте, при осмотре училищ.
Ст. 16. Закон божий может быть преподаваем в начальных народных училищах или приходским священником или особым законоучителем, с утверждения епархиального начальства, по представлению инспектора народных училищ.
Ст. 17. Высшее наблюдение за преподаванием закона божия и религиозно-нравственным направлением обучения в начальных народных училищах принадлежит местному епархиальному архиерею, который или сам обозревает оные или поручает это особо назначаемым им для сего духовным лицам и, буде признает нужным, сообщает свои по сему предмету замечания и соображения непосредственно министру народного просвещения.
Ст. 18. Прочим предметам в начальных народных училищах могут обучать, с дозволения инспектора сих училищ, как духовные, так и светские лица; о тех и других инспектор народных училищ сообщает уездному училищному совету, коим лица эти и утверждаются в должностях, по прошествии учебного года, на которых они были допущены к исправлению учительских обязанностей, и по представлению удостоверения инспектора народных училищ в способности их к педагогической деятельности. Жалобы на инспектора народных училищ за недопущение к исполнению учительских обязанностей приносятся уездному училищному совету, который, по выслушании объяснений инспектора, постановляет по сим жалобам надлежащее решение.
Примечание. Лица, заявившие уже себя опытными и благонадежными преподавателями и известные училищному совету, могут быть утверждаемы советом в должностях учителей и без упомянутого годичного испытания.
Отдел второй. Заведывание начальными народными училищами
Ст. 19. Попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном направлении оного возлагается: в каждом уезде — на уездного предводителя дворянства и уездный училищный совет, а в целой губернии — на губернского предводителя дворянства и губернский училищный совет.
Ст. 20. Заведывание учебною частью всех начальных народных училищ вверяется директору народных училищ и инспектору сих училищ, как непосредственно ему подчиненным помощникам, которые назначаются в каждой губернии в том числе, какое будет определено министерством народного просвещения, соразмерно с пространством и населенностью оной и с числом имеющихся в ней училищ.
Ст. 21. Директор народных училищ избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждается в должности министром народного просвещения. Инспекторы народных училищ избираются из лиц, известных педагогическою опытностью, и утверждаются в должности попечителем учебного округа.
Ст. 22. Директор народных училищ следит за ходом учебной части в начальных народных училищах как личным осмотром оных в пределах губернии, так равно и по донесениям своих непосредственных помощников и вообще направляет деятельность инспекторов народных училищ; он состоит членом и управляет делами губернского училищного совета, заседания коего происходят при его участии или же, в случае его отсутствия, при участии другого члена от министерства народного просвещения.
Ст. 23. Директор народных училищ предварительно рассматривает поступающие в губернский училищный совет отчеты уездных училищных советов и вносит свои по ним заключения, вместе с общим очерком состояния народных училищ губернии, на рассмотрение губернского училищного совета.
Ст. 24. Председатель уездного училищного совета, равно как и инспектор народных училищ, могут устранять неблагонадежных преподавателей от исполнения их обязанностей, с соблюдением правил, постановленных в статье 11 относительно временного закрытия училищ и с доведением о принятой мере до сведения уездного училищного совета в ближайшем его заседании; причем от усмотрения сего совета зависит окончательное увольнение таких учителей.
Ст. 27. Училищные советы, находясь в ведении министерства народного просвещения, состоят:
а) Уездный, под председательством уездного предводителя дворянства, из инспектора народных училищ, членов: по одному от министерства народного просвещения по назначению попечителя учебного округа, от министерства внутренних дел по назначению губернатора и от епархиального ведомства по назначению архиерея; двух от уездного земского собрания и одного от городского общества, если оно жертвует на школы, по выбору сего общества.
б) Губернский совет, под председательством губернского предводителя дворянства, из директора народных училищ, членов: от министерства народного просвещения по назначению попечителя учебного округа, одного от министерства внутренних дел по назначению губернатора, одного от епархиального ведомства по назначению архиерея и двух членов от губернского земского собрания.
Примечание. В случае болезни или отсутствия предводителей дворянства, а равно и лиц, исправляющих их должность, в училищных советах председательствуют: в губернском — директор народных училищ,, а в уездном — инспектор народных училищ.
Ст. 28. Члены от земства избираются в уездные и губернские училищные советы уездными и губернскими земскими собраниями, по принадлежности. Участвуя вместе с другими членами в делах совета, они обязываются представлять земским собраниям ежегодно сведения о состоянии в уезде или губернии народных училищ, в содержании которых участвует земство.
Ст. 29. Уездный училищный совет имеет следующие обязанности:
1) Изыскание и обсуждение способов для открытия начальных народных училищ, согласно с действительно обнаружившеюся в них потребностью, и для улучшения состояния уже существующих училищ.
2) Снабжение училищ, по мере средств, учебными пособиями и руководствами, одобренными министерством народного просвещения и духовным ведомством, по принадлежности.
3) Окончательное утверждение в должностях учителей и учительниц начальных народных училищ, допущенных к исполнению сих обязанностей инспектором народных училищ, и рассмотрение жалоб на недопущение к исполнению учительских обязанностей, согласно ст. 18.
4) Представление губернскому училищному совету об утверждении попечителей и попечительниц, училищ, а также распорядителей и распорядительниц частных и воскресных школ в их званиях, и об увольнении сих лиц, согласно ст. 13.
5) Представление губернскому училищному совету о тех училищах, учителях и учительницах, которые заслуживают поощрения.
6) Упразднение училищ, признанных вредными.
7) Увольнение от должностей учителей и учительниц, признанных неблагонадежными.
8) Рассмотрение и окончательное утверждение составляемого ежегодно инспектором народных училищ отчета (ст. 26), причем обсуждается и общее состояние и направление начального народного образования в уезде, для представления упомянутого отчета губернскому училищному совету.
Ст. 32. Губернский училищный совет имеет предметами занятий:
1) Высшее попечение о начальных народных училищах губернии.
2) Рассмотрение заключений директора народных училищ по отчетам уездных училищных советов и сообщение оных, через директора, с своими замечаниями попечителю учебного округа.
3) Разрешение представлений уездных советов.
4) Назначение пособий училищам, учителям и учительницам из суммы, предоставленной в распоряжение совета министром народного просвещения.
5) Рассмотрение жалоб на решения уездных советов и их председателей.
6) Рассмотрение и разрешение дел, переносимых согласно ст. 25 и 30 председателями уездных училищных советов в губернский училищный совет.
Ст. 38. Предводители дворянства, сверх обязанностей своих, в качестве председателей училищных советов, посещают, по мере возможности, по общему званию попечителей народных училищ, начальные училища своих уездов, вникая во все их нужды и изыскивая все местные способы к их удовлетворению.
Ст. 39. Предводители дворянства всеми зависящими от них способами содействуют поддержанию существующих начальных училищ и открытию новых, равно как и правильному посещению оных учащимися.
Ст. 40. При посещении начальных училищ предводители дворянства удостоверяются в нравственных качествах преподавателей и в полезном влиянии их на учащихся.
Ст. 41. В видах обеспечения более бдительного и постоянного наблюдения за нравственным направлением народных училищ предоставляется губернскому училищному совету, по ходатайству уездных предводителей дворянства, избирать в помощь сим последним тех из указанных ими самими местных жителей, которые заявили свое сочувствие к народному образованию учреждением какого-либо народного училища, или содействием к поддержанию и улучшению оного денежными взносами, или личною о них заботливостью, и которые по своим нравственным качествам представляют достаточное ручательство в том, что употребят оказываемое им доверие в пользу преуспевания в их местности начального народного образования и для поддержания его в добром направлении. Эти доверенные лица, не делая от себя никаких распоряжений в посещаемых ими училищах, сообщают о своих наблюдениях и предположениях председателю уездного училищного совета.
Ст. 42. По всем заслуживающим особого внимания делам начальных народных училищ предводители дворянства могут входить в сношения с попечителем учебного округа; в случаях же особой важности — и непосредственно с министром народного просвещения.
Ст. 43. Губернатору принадлежит общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии. На этом основании, сверх принадлежащих ему по закону как представителю высшей губернской административной власти, прав, ему предоставляется сообщать министерству народного просвещения свои по означенному предмету замечания и соображения.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 49. Отделение 1. СПб., 1877. № 53574. С. 836-840