Именной указ о правах и обязанностях Сената. 1802 г.
Созданный в 1711 г. Петром Великим Правительствующий сенат просуществовал дольше всего из всех созданных первым императором учреждений – до большевистского декрета о суде 1917 г. (см.). Однако его компетенция и политическая роль со временем менялись. Пётр создавал Сенат как высшее административное и законодательное учреждение, ведающее текущими делами под руководством монарха и его доверенных приближённых ("верховных господ" в терминологии сенатского делопроизводства начала XVIII в.). В последующие царствования окружение монарха получило форму высших политических учреждений (Верховного тайного совета, Кабинета министров, Конференции при высочайшем дворе), что уменьшило значение Сената. Между тем он был довольно популярен в дворянско-бюрократических кругах: в Сенате видели противовес временщикам и гаранта осуществления государственной власти в соответствии с желаниями широких кругов правящей элиты.
В начале царствования Александра I также выдвигались проекты усиления политической роли Сената. Однако император, как и его предшественники, предпочитал опираться на доверенных приближённых вне Сената. Поэтому после обсуждения дела в Негласном комитете было решено превратить Сенат в высший орган суда и надзора за администрацией.
Этот взгляд и был положен в основание утверждённого Александром I 8 сентября 1802 г. указа о полномочиях Сената и порядка принятия им решений. Основные положения этого закона действовали до реформы Сената 1916 г., введённой в действие с 1917 г.
Рассмотрев представленный нам Правительствующим сенатом во исполнение указа нашего, 5 июня 1801 года ему данного[1], доклад о существе его должностей, прав и обязанностей, признали мы за нужное и настоящему времени соответственное, постановить нижеследующие статьи, которые сим указом нашим в полную силу и действие приводим.
1. Сенат есть верховное место империи нашей; имея себе подчиненными все присутственные места[2], он как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия; наблюдает за собиранием податей и за расходами штатными, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, соблюдению общего спокойствия и тишины[3], и прекращению всяких противозаконных деяний во всех подчиненных ему местах. Ревизия верховного суда по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит беспристрастному и нелицемерному его правосудию.
2. Власть Сената ограничивается единой властью императорского величества; иной же вышней власти он над собой не имеет.
3. Единое лицо императорского величества председает в Сенате[4].
4. Указы Сената исполняются всеми, как собственные императорского величества. Один государь или его именной указ может остановить сенатские повеления.
5. Все именные императорского величества указы, кроме подлежащих особливой тайне, должны взноситься в Сенат от всех мест и лиц, которым оные даны будут.
6. Сенат определяет чиновников в места, также производит в чины, на основании указа 1790 Декабря 16 и 1801 годов Августа 1, чисел[5].
7. Все коллегии, начальники губерний и мест, непосредственно от Сената зависящие, во всех сомнениях и затруднениях, также обо всем уважение заслуживающем по делам рассмотрению Сената подлежащим должны относиться к нему рапортами и доношениями, так как прокуроры со своей стороны относятся к генерал-прокурору.
8. Побудительные указы выходят из Сената только по жалобам на губернские правления и палаты. Никакое место и лицо не может входить в дела в присутственных местах производящиеся: и сам Сенат не входит в дела апелляционные и следственные, прежде нежели оные придут к нему по порядку.
9. Дозволяется Сенату, если бы по общим государственным делам существовал указ, который был бы сопряжен с великими неудобствами в исполнении, или по частным судным не согласен с прочими узаконениями, или же не ясен, представлять о том императорскому величеству; но когда по таковому представлению не будет учинено перемены, то остается он в своей силе[6].
10. Сенаторы имеют право объявлять именные указы по роду дел изображенных в указе 1762 года[7].
11. Сенатор имеет долг представлять о происходящем вреде в Государстве и о нарушителях закона ему известных, на основании указа 1760 года Августа 16 дня[8]. Если он в течение дела приметит упущение законного порядка и в самой канцелярии сенатской, то долгом обязан предложить о том Сенату, дабы обратить на виновного силу и действия закона.
12. Ни предполагаем, ни ожидаем, чтобы кто из мужей почтенного сословия Сената обличен был в преступлении должности сенатора, но сверх чаяния если бы то оказалось, не инде в такой вине судим будет сенатор, как только в общем собрании Сената.
13. Дела в общем Сената собрании окончательно решатся по большинству голосов, а большинство составляют две трети оных; в департаментах же единогласно.
14. Ежели в департаменте произойдет разномыслие; ежели даже один будет противного мнения прочим; и если обер-прокурор не убедит всех к единогласному решению, тогда дело переносится на рассмотрение в общее сената собрание[9].
15. Голос от сенатора поданный по выслушанному делу, или внесенный в журнал подписанный им, несогласный с мнением прочих соприсутствующих членов, хотя бы он был отсутствен, вышел из службы, или же бы умер, остановляет решение в департаменте. Дело по оному переносится в общее собрание; там рассматривая оное выслушивают и мнение выбывшего сенатора.
16. Дела, решенные в департаментах общим и согласным мнением всех присутствующих и генерал-прокурором не остановленные, должны почитаться окончательно решенными; переноса им в общее собрание нет, и исполнение в оных чинится по решению.
17. Ежели в департаментах с резолюциями сенаторов, генерал- или обер-прокурор согласны не будут, то да предложат они тому причины на разрешение Сената в течение 8 дней, не далее.
18. Если на таковое предложение Сенат не согласится, а генерал- или обер-прокурор останется при противном мнении: тогда по предложению генерал-прокурора дело поступает в Общее Сената Собрание.
19. Если по выслушании такового дела, генерал-прокурор согласится с резолюцией Общего Собрания, то дело окончательно решится. Но если генерал-прокурор не будет согласен с оной, то равномерно да предложит он письменно побуждающие его к тому причины; если ж и тогда сенаторы останутся при своем мнении, а генерал-прокурор также не убедится их рассуждениями, то дело взносится к императорскому величеству; и тогда да предстанут перед лицом Его один или двое из сенаторов противного мнения с генерал-прокурором, избранные ими к объяснению всех причин, которые заставляют их оставаться при своем мнении[10].
20. По уголовным делам, в которых идет о лишении дворянского достоинства и чинов, Правительствующего сената департамент, по суждении, подает императорскому величеству доклады и ожидает конфирмации или указа.
21. Дела в Сенате должны быть открыты каждому сенатору, и для того как в департаментах, так и в общем собрании должен быть каждому из них открыт настольный реестр, из которого бы можно было им видеть очередь следующих к слушанию дел, и в котором бы отмечено было, когда какое дело вступило, слушано, резолюция дана, указы посланы и исполнение учинено.
22. О делах гражданских, уголовных и межевых в Сенат поступающих, публиковать каждый месяц в ведомостях, означая какое дело, под каким № записано в настольный реестр; равным образом публиковать ежемесячно о делах решенных, означая вкратце, в чью пользу или каким образом решены.
23. Надлежит заблаговременно доставлять Сенаторам из дел краткие выписки, обер-секретарями и секретарями засвидетельствованные, в которых должны быть отмечены числами те листы, которые содержат документы, на коих право свое утверждают тяжущиеся, дабы судья, хотящий вникнуть в оное, имел через то удобность отыскать скоро и в самом пространнейшем деле.
24. С того времени как доставлены будут сии выписки, надлежит делу лежать на столе по самое слушание, дабы можно было каждому сенатору по нем свободно выправляться и объясняться с делопроизводителями[11].
25. На решение Сената нет апелляции; но как могут быть крайности, в коих возбранить всякое прибежище к императорскому величеству было бы отнять избавление у страждущего: то и в таком случае, если бы кто жаловался на Сенат, должен предварительно дать подписку в том, что ведает законы строго запрещающие подавать несправедливые жалобы на Сенат: ибо
26. Когда жалоба окажется несправедливой, жалобщик за подачу оной предан будет суду.
27. Сие положение о жалобах на Сенат не имеет обратного действия на те дела, кои решены до настоящего его преобразования, с которым вместе и оно восприять силу свою долженствует. Издавая сей указ, Мы ласкаем Себя утешительным удостоверением, что Правительствующий Сенат ощутит в нем меру Нашей непреложенной к нему доверенности, и будучи точным определением власти своей, не стесняем уже никакими препонами в отправлении долгу его, обратит свои усильные попечения к тому, чтобы во всем кругу внутренних дел надлежаще действовали законы, и нигде не ослабевало бы всякое благоустройство хранящее пользу общую.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 27. СПб., 1830. С. 241-245
[1] Очевидно, имеется в виду указ 5.6.1801 о возложении управления комиссией составления законов на гр. Завадовского. В приложенном к указу рескрипте на имя графа говорилось о необходимости подготовки пересмотра законодательства.[2] Присутственные места – государственные учреждения.[3] Постановление о контроле Сената над целесообразностью действий администрации было мёртвой буквой, особенно после создания министерств/[4] Председательство императора на заседаниях Сената в XIX – начале ХХ вв. имело место лишь в особо торжественных случаях.[5] Эти указы предусматривал производство в низшие и средние чины Сенатом по представлениям подлежащего начальства.[6] Вскоре после издания этого закона Сенат опротестовал императорский указ об обязанности унтер-офицеров из дворян служить в армии не менее 12 лет, что не соответствовало Жалованной грамоте дворянству (см.). В ответ на это в марте 1803 последовал императорский указ, согласно которому Сенат имеет право возражать лишь против ранее изданных указов, а не вновь издаваемых. После этого Сенат воздерживался от протестов.[7] Имеется в виду именной указ 5.7.1762 г. о непременном исполнении высочайших повелений, словесно объявляемых сенаторами, генерал-прокурором и президентами первых трёх коллегий. Он предусматривал обязательность устных распоряжений монарха по всем делам, кроме связанных с уголовными наказаниями, раздачей денежных сумм свыше 10.000 руб. и деревень, производством в чины от подполковника включительно и отменой подписанных монархом постановлений.[8] 16.8.1760 последовал указ императрицы Елизаветы об употреблении Сенату всех способов к восстановлению везде надлежащего порядка и народного благосостояния, в котором ему предписывалось принять решительные меры по борьбе с коррупцией и иными злоупотреблениями.[9] Это правило значительно замедляло рассмотрение Сенатом дел, особенно после предоставления министрам права решающего голоса при рассмотрении Сенатом дел по их ведомствам.[10] Статьи 17-19 предоставляли прокуратуре право вето на сенатские решения.[11] Пункты 23-24 должны были обеспечить сенаторам знакомство с делами, которые докладывались канцелярией.