РУССКАЯ ПРАВДА. XI-XIII века

 

Русская правда является первым сводом законов Руси, содержит нормы уголовного (главным образом), процессуального, наследственного, торгового права. Её источниками являются обычное право, усмотрение князей, заимствования из византийского и скандинавского права, влияние православной церкви. Основным наказанием за уголовные преступления являлся штраф (как и в западноевропейском законодательстве раннего Средневековья). Наиболее тяжкие преступления карались «потоком и разграблением», т.е. изгнанием с конфискацией имущества. Основными доказательствами признавались показания свидетелей (по возможности свободных). При их отсутствии могли использоваться присяга одной из сторон и ордалии[1]. Постановления по гражданскому праву были направлены на защиту частной собственности.

Русская правда существует в трёх редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Из-за ограниченного количества источников вопрос об их истории до конца не выяснен. Ниже указываются наиболее распространённые точки зрения.

Краткая правда является самой древней. Она составлена в начале и середине XI в. и состоит из 4 частей: Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного и Урока мостникам. По мнению большинства исследователей, Правда Ярослава (статьи 1-18) была издана около 1016 г. для прекращения конфликтов между скандинавскими наёмниками князя Ярослава Владимировича и жителями Новгорода (по другому мнению Киева). Некоторые историки датируют Правду Ярослава 1030-ми гг. Правду Ярославичей[2] (статьи 19-41) большинство авторов относят к 50-м – началу 70-х гг. XI в. Отдельные авторы считают приписывание этого закона Ярославичам ошибочным и полагают, что закон был также издан Ярославом в 1030-е – начале 1050-х гг. Правда Ярославичей предусматривала запрет кровной мести, допускаемой Правдой Ярослава. Покон вирный (статья 42) и Урок мостникам (статья 43) были изданы в 1020-е или 1030-е гг. Краткая правда в основном посвящена уголовному и процессуальному праву.

Пространная правда была составлена в XII-XIII вв. Некоторые авторы делят её на Устав Ярослава Мудрого (статьи 1-52) и Устав Владимира Мономаха. Другие исследователи относят к Уставу Владимира Мономаха только статью 53, в которой он упоминается. Пространная правда включала как переработанную Краткую правду, так и новые статьи, в основном посвящённые гражданскому (наследственному и торговому) праву. Применительно к уголовному законодательству были увеличены штрафы в пользу князя за счёт компенсации пострадавшему, а также введено наказание «потоком и разграблением».

Сокращённая правда была составлена значительно позднее (по разным версиям c XV по начало XVII вв.) и представляет собой, по наиболее распространённой точке зрения, сокращение Пространной правды путём изъятия из неё устаревших постановлений. К этому времени уже были изданы новые законы, поэтому юридическое значение Сокращённой правды незначительно.

Публикуются Краткая и Пространная редакции в переводе М.Б. Свердлова на современный язык. Целый ряд статей не имеют однозначного толкования. Альтернативные варианты перевода приведены в примечаниях.

 

1. Если убьёт человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словенин, то назначить за него 40 гривен[1].

2. Или кто будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетеля; если на нем не будет никакого признака ударов, то пусть придёт на суд свидетель; если же не сможет прийти, то тому делу конец; если кто за себя не может мстить, то взять за него князю за обиду 3 гривны и оплату врачу[2].

3. Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен; если этого виновного не настигнут для немедленного отмщения, то ему платить, а тому делу конец[3].

6. Если после удара по ноге будет нога цела или ударенный начнёт хромать, тогда детей удерживать от мщения[4].

9. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну[5].

10. Если человек толкнёт человека от себя или к себе, то 3 гривны, и пусть пострадавший приведёт на суд двух свидетелей; если пострадавший варяг или колбяг, то пусть сам клянётся[6].

11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трёх дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему <господину> своего челядина, а 3 гривны за обиду[7].

13. Если кто возьмёт чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своём миру, то взять ему своё, а 3 гривны за обиду[8].

14. Если опознает кто похищенное, то не берет его, и пусть не скажет тому, у кого находится опознанное: «Моё», но скажет ему так: «Пойди на свод, где взял». Если же не пойдёт, то пусть предъявит поручителя, что пойдёт на свод в течение пяти дней[9].

15. Если где-нибудь взыскивают на другом долг, а он начнёт отказываться, то идти ему на извод перед 12 человеками; и если окажется, что он несправедливо не отдал ему, то истец должен получить свои деньги, а за обиду 3 гривны штрафа[10].

30. Если придёт человек окровавленный или с синяками, то не искать ему свидетелей[23].

31. А если кто крадёт или коня, или волов, или обкрадывает клеть, то, если один крал, то заплатить ему гривну и тридцать резан; если их будет 18, то платить каждому человеку по три гривны и 30 резан[24].

32. А за княжескую борть 3 гривны, если её сожгут или выдерут пчёл и соты[25].

33. Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен[26].

34. А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду[27].

35. А если украдёт ладью[28], то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

38. Если убьют вора на своём дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; если продержат до рассвета, то вести его на княжеский двор; а если его убьют, но люди видели, что он был связан, то платить за него[29].

41. А из гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен ему 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен[30].

42. А это закон при сборе виры: вирнику взять 7 вёдер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или две ногаты; а в среду резану или сыры, в пятницу то же, а хлеба и пшена сколько смогут съесть; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 векшей, а при въезде гривна, а если приходится на говение кормить рыбами, то считать за рыбы 7 резан; таким образом всех кун 15 на неделю, а хлеба сколько смогут съесть; пусть вирники собирают виру не более недели. Таково постановление Ярослава[31].

43. А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, 3, 4 или 5, то взять столько же[32].

СУД ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА[33].

Правда Русская[34]

 

1. Если убьёт муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата; если никто <из них> не будет за него мстить, то назначить 80 гривен за убитого, если он княжий муж или княжеский тиун; если он будет русин, или гридин, или купец, или боярский тиун, или мечник, или изгой, или cловенин, то назначить за него 40 гривен[35].

2. По смерти Ярослава, снова собравшись, сыновья его, Изяслав, Святослав, Всеволод, и мужи их, Коснячко, Перенег, Никифор, отменили месть за убитого, заменив её выкупом деньгами; а все остальное — как Ярослав судил, так и сыновья его установили[36].

3. Об убийстве. Если кто убьёт княжьего мужа в разбое, а убийцу не ищут, то виру в 80 гривен платить верви, где лежит убитый, если же простой свободный человек, то 40 гривен[37].

4. Если которая-либо вервь будет платить дикую виру, пусть выплачивает ту виру столько времени, сколько будет платить, потому что они платят без преступника[38].

7. Если <кто> свершит убийство без причины. <Если кто> свершил убийство без всякой ссоры, то люди за убийцу не платят, но пусть выдадут его самого с женою и детьми на изгнание и на разграбление[39].

8. Если кто не вкладывается в дикую виру, тому люди не помогают, но он платит сам[40].

9. А это вирные постановления, которые были при Ярославе: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или 2 ногаты; а в среду куна или сыр, в пятницу столько же, две куры ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороха 7 уборков, а соли 7 голважень; все это — вирнику с отроком, а коней содержат четырех, на каждого коня давать овес: вирнику — 8 гривен, а 10 кун — перекладная <подать>, а метельнику — 12 векш, и еще ссадная гривна[41].

10. О вирах. Если вира 80 гривен, то вирнику 16 гривен и 10 кун и 12 векш, а ранее — ссадная гривна, а за убитого — 3 гривны[42].

21. Если ищут свидетеля и не найдут, а истец обвиняет в убийстве, то рассудить их испытанием железом[45].

22. Так же и во всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию железом; если же менее значительный иск, то к испытанию водой; если до двух гривен или менее, то идти ему на судебную клятву в отношение своих кун[46].

28. Если повредит какой-либо палец — 3 гривны штрафа князю, а пострадавшему гривна кун[47].

31. Если человек толкнет человека к себе или от себя, или по лицу ударит, или жердью ударит, и представят двух свидетелей, то 3 гривны штрафа князю; если будет варяг или колбяг, то вывести на суд свидетелей сполна <тоже двух> и пусть они идут на судебную клятву[48].

37. О воровстве. Если <кто> купил что-либо ворованное на торгу, или коня, или одежду, или скотину, то пусть он выведет свидетелями двух свободных человек или сборщика торговых пошлин; если же он не знает, у кого купил, то пусть те свидетели идут на судебную клятву в его пользу, а истцу взять свое украденное; а что вместе с этим пропало, то о том ему лишь сожалеть, а ответчику сожалеть о своих деньгах, поскольку не знает, у кого купил краденое; если позднее ответчик опознает, у кого это купил, то пусть возьмет у него свои деньги, а тому платить <за все>, что у него <ответчика> пропало, а князю штраф[50].

38. Если кто опознает <свою> челядь. Если кто опознает своего украденного челядина и вернет его, то он должен вести его по денежным сделкам до третьего свода и взять у третьего ответчика челядина вместо своего, а тому дать опознанного: пусть идет до последнего свода, потому что он не скот, нельзя ему говорить: «Не знаю, у кого я куплен», но идти по показаниям челядина до конца; а когда будет выявлен истинный вор, то опять вернуть господину украденного челядина, а третьему ответчику взять своего, и за ущерб <истцу> тому же вору платить, а князю 12 гривен штрафа за кражу челядина[51].

40. О воровстве. Если убьют кого-либо у клети или во время какого иного воровства, то его можно убить как собаку; если продержат его до рассвета, то вести на княжеский двор; если же убьют его, а люди видели его уже связанным, то платить за него 12 гривен[52].

А это постановление о скоте. За кобылу — 60 кун, а за вола — гривна, а за корову — 40 кун, а за трехлетку — 30 кун, за годовалого — полгривны, за теленка — 5 кун, за свинью — 5 кун, а за поросенка — ногата, за овцу — 5 кун, за барана — ногата, а за жеребца, если он необъезжен — гривна кун, за жеребенка — 6 ногат, за коровье молоко — 6 ногат; это постановление для смердов, если платят князю штраф[53].

48. Если какой-либо купец даст другому купцу денег для местных торговых сделок или для дальней торговли, то купцу не нужно предъявлять деньги перед свидетелями, свидетели ему <на суде> не нужны, но идти ему самому на судебную клятву, если <ответчик> станет запираться[54].

51. О месячном проценте. А месячный процент брать ему <кредитору>, если <договорились> о малом <сроке>; если же деньги не будут выплачены в срок, то дают ему деньги в треть, а от месячного процента отказаться[55].

53. Устав Владимира Всеволодовича. А это постановил Владимир Всеволодович после смерти Святополка, созвав свою дружину в Берестове: Ратибора, киевского тысяцкого, Прокопия, белгородского тысяцкого, Станислава, переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Иванко Чудиновича, мужа Олега, и постановили, что <долг> взимают из процента на два третий, если <должник> берет деньги в треть; если кто возьмет проценты дважды, то тогда ему взять сам долг; если он возьмет проценты трижды, то <самого> долга ему не брать[56].

70. Если будет разрыта земля или <обнаружен> признак <снасти>, которой производился отлов, или сеть, то по верви искать у себя вора или платить <верви> княжеский штраф[62].

74. А это дополнительные пошлины. А это дополнительные пошлины к штрафу в 12 гривен: отроку — 2 гривны и 20 кун, а самому <судебному исполнителю> ехать с отроком на двух конях, и давать им на каждого овса, а мяса дать — барана или полтуши говядины, а остального корма — сколько эти двое съедят, а писцу — 10 кун, перекладного — 5 кун, за мех две ногаты[63].

76. Если украдет рой пчел, то 3 гривны штрафа князю; а за мед, если пчелы не приготовлены на зимовку, то 10 кун, если подготовлены, то 5 кун[64].

79. Если кто украдет ладью, то 60 кун штрафа князю, а саму эту ладью вернуть; а за морскую ладью — 3 гривны, а за набойную ладью — 2 гривны, за челн — 20 кун, а за струг — гривна[66].

81. Если <кто> украдет в чьей-нибудь сети для ловли птиц ястреба или сокола, то штрафа князю — 3 гривны, а господину — гривна, а за голубя — 9 кун, а за куропатку (?) — 9 кун, а за утку — 30 кун, а за гуся — 30 кун, а за лебедя — 30 кун, а за журавля — 30 кун[67].

83. О гумне. Если кто подожжет гумно, то на изгнание и разграбление весь его дом, но сначала он должен выплатить за погубленное, а остальное его хозяйство князь конфискует. Такое же наказание, если кто подожжет двор[68].

85. Эти все тяжбы судят при свободных свидетелях; если будет свидетель холопом, то холопу на суд не являться; но если хочет истец использовать его свидетелем, то пусть скажет так: «Я привлекаю тебя по показаниям этого <холопа>, но привлекаю тебя я, а не холоп», и может взять его <ответчика> на испытание железом; если тот будет осужден, то он возьмет свое по суду, если же тот не будет осужден, то <истцу> заплатить ему гривну за муку, ибо брали его по показаниям холопа[69].

86. А при испытании железом платить <в суд> 40 кун, а мечнику 5 кун, а детскому полгривны; это плата за испытание железом, кто за что получает[70].

88. О женщине. Если кто убьет женщину, то судить, таким же судом, что и за убийство мужчины; если же <убитый>будет виноват, то платить полвиры 20 гривен[71].

95. Если в доме будет сестра, то ей <отцовского> наследства не брать, но братьям следует отдать ее замуж, как они смогут[73].

96. А это <пошлины> при закладке городских укреплений. А это пошлины строителю городских укреплений: при закладке городни взять куну, а при окончании — ногату; а на корм, и питье, и мясо, и рыбу — 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 уборков пшена, 7 лукон овса на 4 коней; брать же ему столько, пока не будут построены городские укрепления; солода пусть дают 10 лукон один раз <на все время работы>[74].

97. О строителях мостов. А это пошлины строителю мостов: когда он построит мост, пусть возьмет по ногате за 10 локтей <моста>; если будет чинить старый мост, то сколько починит пролетов, взять ему от пролета по куне; а ехать строителю мостов самому с отроком на двух конях, <брать> 4 лукна овса на неделю, а есть — сколько хочет[75].

105. Если отчим растратит что из имущества отца пасынков и умрет, то вернуть <утраченное> брату <сводному>, на это и люди <свидетелями> станут, что отец его растратил, будучи отчимом; а что касается <имущества> его отца, то пусть он им владеет[76].

 

 

 

 

[1] Эта статья ограничивает кровную месть, разрешая её лишь близким родственникам убитого. На случай их отсутствия или нежелания мстить устанавливался штраф в пользу князя. Русин по разным предположениям являлся либо представителем высшего слоя – выходцем из Скандинавии, либо жителем Киевской или иной южной земли. Мужем считался любой свободный человек, гридин и мечник являются слугами (младшими дружинниками) князя, ябетник также находился на княжеской службе (возможно, судебной или хозяйственной). Изгоем в Киевской Руси считался человек, выпавший из своей сословной группы: умерший раньше отца князь и его потомство, не выучивший грамоту сын священника, разорившийся купец и т.п. Под «словенином» понимался новгородец. Гривна являлась основной денежной (а также весовой) единицей Киевской Руси и представляла собой слиток серебра весом 204 г (наиболее распространённая новгородская гривна) или 163-165 грамм (киевская гривна). [2] Эта статья заменяла месть за побои, а также устанавливала порядок их доказывания. При наличии видимых следов побоев (крови или синяков) свидетель не требовался, при их отсутствии свидетельские показания были обязательны, иначе дело прекращалось.[3] Эта статья ограничивала месть за удары тяжёлыми предметами случаями немедленной расправы с обидчиком на месте преступления. Если она не состоялась, то ответственность ограничивалась штрафом. [4] Смысл статьи не ясен. Возможно, в начале статьи при переписке было пропущено утверждение, аналогичное статье 5 (за удар, повлёкший потерю ноги, штраф 40 гривен).[5] Статьи 7-9 устанавливают ответственность за оскорбления действием. Показательно, что повреждение усов или бороды карается в 4 раза дороже отрубленного пальца. Борода являлась признаком мужского достоинства и высоко ценилась как на Руси, так и в других средневековых странах. [6] Статья устанавливала наказание за оскорбление действием без использования оружия или тяжёлых предметов, а также порядок его доказывания. От местных жителей требовались показания двух свидетелей, иностранцы могли ограничиться личной клятвой. Под варягами понимались скандинавы, под колбягами скорее всего они же или какое-то угро-финское племя. [7] Под «челядином» понимался холоп, т.е. раб. Статья предписывала варягам и колбягам выдавать укрывавшихся у них холопов в течение 3 дней под страхом штрафа в 3 гривны. Статьи 10-11 показывают привилегированное положение варягов и колбягов. [8] Статья ограничивает розыск пропавших вещей пределами общины («мира»).[9] Статья запрещает самовольно отнимать пропавшие вещи и требует проводить т.н. «свод». Его правила указываются в статье 16.[10] Под «изводом» скорее всего понимается свидетельство 12 человек. Извод следует отличать от свода.[11] Статья раскрывает процедуру свода. Владелец украденного челядина (или вещи) должен был указать, у кого её приобрёл, тот в свою очередь указывал предыдущего владельца. На нём свод заканчивался, он должен был вернуть украденное и искать свои деньги с помощью свидетелей. [12] По другому переводу, оскорблённый при встрече имел право не убить, а лишь избить оскорбившего его холопа.[13] Изяслав, Святослав и Всеволод (именно при таком старшинстве) были старшими из переживших отца сыновей Ярослава Мудрого. Изяслав (1024-1078) при жизни отца княжил в Турове и Новгороде, затем был киевским великим князем (1054-1068, 1069-1073 и 1077-1078) и погиб в борьбе со своими племенниками (сыновьями Святослава), Святослав (1027-1076) при жизни отца княжил на Волыни, при Изяславе в Чернигове и, свергнув старшего брата, в Киеве (1073-1076). Всеволод (1030 или 1033-1093) княжил в Переяславле, Чернигове и Киеве (1076-1077 и 1078-1093). В 1054-1068 эти князья управляли Русью совместно. Остальные пятеро были их боярами. Из них в источниках упоминаются трое. Коснячко служил воеводой Изяслава и пережил разорение своего двора во время Киевского восстания 1068 г., Чюдин в 1072 г. «держал» пригород Киева Вышгород, Микула примерно тогда же был там же «старейшиной огородником».Перечисление князей и бояр в одном ряду показывает важную политическую роль верхушки дружины и обязанность князей принимать важные решения только совместно с боярами.[14] Огнищанином именовался управляющий княжеской вотчиной, княжеским подъездным – сборщик причитающихся князю денежных средств. Смысл статьи заключается в возложении наказания в предусмотренном ею случае ( т.е. когда убийца известен и не скрывается) на убийцу и освобождении от него общины (см. статью 20). Вдвое повышенный штраф за убийство высокопоставленных княжеских служащих по сравнению со свободными людьми показывает усиление сословной дифференциации.[15] Статья предусматривает случай, когда убийца неизвестен. В этом случае поиск преступника возлагался на вервь (общину), в которой произошло убийство, при уклонении общины от поиска штраф возлагался на неё, т.к. предполагалось её нежелание выдать убийцу.[16] Тиуном именовался помощник огнищанина. По одному толкованию, в статье говорится о праве каждого безнаказанно убить огнищанина и тиуна на месте преступления. По мнению других, речь идёт об ответственности за убийство грабителем огнищанина или тиуна, защищающего княжеское имущество[17] Дорогобуж – город в Волынской земле, ныне село в Ровенской обл. Украины. [18] Статья устанавливает наказание за убийство княжеских служащих среднего звена. Относительно невысокий размер штрафа даёт основание предполагать, что ими были зависимые люди.[19] Статус рядовичей до конца не ясен. Их считают зависимыми людьми, сохранившими некоторые права свободных на основании «ряда» (договора) и являвшимися мелкими хозяйственными или иными агентами или разновидностью холопов (от рядовой).[20] Статья имеет альтернативный перевод: «А за холопа смерда 5 гривен». Смердами именовалась многочисленная категория населения Древней Руси, социальное положение которой является спорной. По мнению едва ли не большинства историков, смердами были завоёванные племена и посаженные на земли пленники, которые вели своё хозяйство и платили своему владельцу (князю, боярину, монастырю или городской общине) значительную дань и иные платежи. Т.е. они напоминали позднейших крепостных. По другому мнению, смердами именовались низшие слуги князя, аналог западноевропейских мелких рыцарей. Некоторые историки считают смердами всех или только свободных земледельцев Руси.[21] Под “робой” понималась женщина-холоп. Кормилец –дядька-воспитатель.[22] Гривна равнялась 20 ногатам или 25 кунам или 50 резанам.[23] Повторение постановления статьи 2.[24] Клетью в русском крестьянском жилище называлось неотапливаемое помещение, примыкавшее к избе посредством сеней и используемое для хранения имущества и в качестве летней спальни. Предполагается, что число «18» могло возникнуть из-за деятельности воровской шайки из 18 человек. Некоторые историки предлагают читать это число как «10» и переводить не «если их будет 18», а «хотя бы их было и 10», при этом «десять» было описанием множественного числа. Т.е. повышенный штраф устанавливается за групповую кражу.[25] Борть – гнездо диких пчёл в дереве или колоде.[26] Статья была направлена против самосуда.[27] «Затесать» означало уничтожить межевой знак на дереве и вырубить вместо него другой.[28] Т.е. лодку.[29] Статья ограничивала право расправы с вором на месте преступления. Она разрешалась лишь немедленно и до связывания вора, в противном случае расправившийся должен был платить как за убийство.[30] В статье говорится о разделе каких-то платежей между князем, его слугами и церковью. При её переписке допущены явные ошибки: из одной гривны невозможно выплатить князю 3 гривны, поэтому однозначное толкование отсутствует. [31] Статья предусматривала содержания местным населением вирника, т.е. сборщика пошлин и иных платежей в пользу князя, а также максимальное время его пребывания на одном месте. Векша (веверица)=1/150 гривны или 1/3 резаны.[32] Статья определяла размер вознаграждения строителям мостов (по другой трактовке деревянных мостовых). Городнёй называлась часть (секция) моста, мостовой, городской стены и т.п.[33] Ярослав Мудрый (ок. 983-986 – 1054) – русский князь, сын киевского великого князя Владимира Святославича. При жизни отца княжил в Ростове и Новгороде, киевский великий князь (1016-1018 и с 1019), выиграл войну за престол у старшего брата Святополка. Разгромил печенегов, провёл ряд других успешных войн. Его княжение считается расцветом Киевской Руси.[34] Этот заголовок показывает, что составители Пространной правды считали результатом законодательной деятельности Ярослава Мудрого не только правду Ярослава, но и правду Ярославичей (за исключением статьи 2, в тексте которой есть указание на пересмотр законодательства Ярослава).[35] Статья объединяет статьи 1, 19, 22 Краткой правды. По сравнению с ней из числа имеющих право мстить исключён сын сестры. Это показывает дальнейшее ограничение кровной мести в княжение Ярослава Мудрого.[36] Статья предусматривает отмену кровной мести.[37] Статья повторяет статью 20 Краткой правды, распространяя её на любого свободного человека.[38] “Дикой вирой” назывался штраф, выплачиваемый общиной за преступника.[39] В статье говорится об убийстве при разбое. Оно каралось не штрафом, а отдачей преступника «на поток и разграбление», т.е. он сам с семьёй изгонялся, а имущество его конфисковывалось.[40] Статья показывает имущественную дифференциацию в общинах и выделение в них членов, оказавшихся не в состоянии участвовать в выплате дикой виры.[41] Уборок – мера сыпучих тел, голважня – единица измерения соли, ссадная гривна – подать вирнику за его сход с коня.[42] Статья устанавливала распределение штрафа за убийство высокопоставленного княжеского служащего. В последней её части («за убийство») говорится о выплате в пользу семьи жертвы.[43] В отличие от Краткой правды статья упоминает не только княжеского, но и боярского рядовича, что свидетельствует о развитии боярского землевладения.[44] Статьи 11-17 повторяют (за указанным в предыдущем прим. исключением) соответствующие постановления Краткой правды.[45] Статья предусматривает испытание калёным железом, к которому должен был прикоснуться (или даже взять его) ответчик или истец. Считалось, что бог не допустит появления у правой стороны ожогов. Такое испытание проводилось не только на Руси, но в спедневековой Европе. См. также статьи 86-87[46] При испытании водой требовалось достать кольцо из кипятка или прыгнуть в реку с быстрым течением или связанного бросали в воду и вытягивали, если он начинал тонуть. Именно это считалось доказательством его невиновности (вода как стихия чистоты якобы не примет нечистого).[47] Статья устанавлиевает, что штраф в пользу князя в 3 раза превышает выплату пострадавшему, в то время как по Краткой правде 3 гривны выплачивались именно пострадавшему.[48] Стать 23-31 основаны на соответствующих постановлениях Краткой правды. От жалующегося на оскорбление действием варяга и колбяга стали требовать представления свидетелей (по статье 10 Краткой правды ему было достаточно принести присягу). [49] Статья 11 Краткой правды предусматривала укрывательство беглого холопа лишь варягом или колбягом и устанавливала выплату в пользу владельца холопа, а не князя.[50] Статьи 33-37 развивали соотвутствующие постановления Краткой правды. В отличие от неё, свод в своём городе не ограничивался третьим владельцем.[51] Статья предусматривала проведение свода по делам о краже холопа до конца на основе показаний самого холопа.[52] Статья признавала убийство вора на месте преступления чем-то вроде необходимой обороны, однако допускала его лишь немедленно. Убийство после связывания каралось штрафом, уменьшенным по сравнению с обычным убийством (12 гриве вместо 40).[53] В отличие от аналогичной статьи Краткой правды, эта статья устанавливала не компенсацию в пользу пострадавшего, а штраф князю.[54] Согласно другому переводу этой статьи, присягу должен был приносить не истец, а ответчик.[55] Статья указывала 3 вида процентов: годовые, третные (по третям года) и месячные. Последние были самыми высокими, поэтому если они взимались в течение года, то превращались в третные.[56] Владимир Мономах (1053-1125) – русский князь, старший сын Всеволода Ярославича (см. прим. 14), княжил в Смоленске, Чернигове, Переяславле, с 1113 киевский великий князь. На рубеже XI-XII вв. был инициатором успешных походов против половцев. В качестве киевского князя контролировал около ¾ территории Руси. Святополк Изяславич (1050-1113) – русский князь, сын Изяслава Ярославича (см. примечание 14), княжил в Полоцке, Новгороде, Турове, Киеве (с 1093). В его княжение состоялся Любечский съезд, закрепивший разделение Руси между разными ветвями Рюриковичей. Руководил походами против половцев. Покровительствовал ростовщикам, что вызвало восстание киевлян после его смерти. Для успокоения недовольных и была издана Владимиром Мономахом указанная статья. Ратибор в 1079-1081 гг. был посадником Тмутаракани. Переяславец Станислав Добрый был убит в 1136 г. Иванко возможно был сыном упомянутого в преамбуле к Правде Ярославичей Чудина. Олег Святославич (ок. 1053 – 1115) – русский князь, четвёртый сын Святослава Ярославича (см. примечание 14). При жизни отца княжил на Волыни. После его смерти вместе с братьями признан Изяславом и Всеволодом Ярославичами изгоем (т.к. Святослав умер раньше старшего брата) и вытеснен в Тмутаракань. Не смирился с эим положением и вместе с братьями и в союзе с половцами начал войну против дядей, по итогам которой отвоевал Черниговское княжество, с 1197 княжил в Новгороде-Северском. Указание на участие в принятии устава его боярина говорит о желании Владимира придать постановлению общегосударственное значение.Статья устанавливает, что кредитор имеет право взять третные проценты два раза в год и на третий раз получает основной долг. При выплате процентов в третий раз основной долг не выплачивается.[57] Закуп – неисправный должник, отрабатывающий свой долг в хозяйстве кредитора. В случае бегства от него по общему правилу становился холопом. Статья предусматривала исключения из этого правила.[58] Некоторые исследователи предлагают читать не «своего коня», а «воинского коня» и полагают, что закупы ходили в поход с господином и первая часть статьи устанавливает, что в случае гибели коня закуп не платит его стоимость.[59] Значение слова «купа» неясно. Возможно, речь идёт о заработной плате закупа.[60] Статья предусматривала, что в случае продажа закупа в холопы он освобождался, а господин штрафовался.[61] Переработанная статья 16 Краткой правды.[62] Статья обязывала общину под угрозой штрафа бороться с нелегальным ловом бобров на своей территории.[63] Отрок – младший дружинник или служащий, перекладное – пошлина за окончание дела, мех – по одному из предположений мешочек для перевозки денег.[64] Размер вознаграждения за кражу пчелиного роя зависел от размера убытка потерпевшему. Статья имеет альтернативные переводы.[65] Статья основана на статьях 31-32 Краткой правды, но в отличие от них предусматривает основную выплату не потерпевшему, а князю.[66] Набойная ладья – ладья с досками, набитыми поверх бортов (возможно, для защиты воинов от вражеских лучников).[67] В древнерусском тексте вместо «куропатка» написано «куря».[68] Гумно – огороженный участок в крестьянском дворе или сарай, предназначенный для хранения и обработки зерна.[69] Статья подчёркивает неполноценность свидетельства холопа.[70] Детский – младший дружинник.[71] Статья имеет альтернативные переводы. По мнению некоторых, в ней говорится только об убийстве жены мужем. По другому прочтению, основанному на одной из рукописей Русской правды, половинный штраф уплачивается лишь если убитая «была виноватой», в противном случае выплачивается полный штраф. Половинный штраф за убийство женщины выплачивался по кавказским обычаям XIX в. [72] Статья предусматривала случай смерти смерда, не имевшего сыновей и внуков по мужской линии.[73] Статья предусматривала, в частности, обязанность братьев по возможности дать сестре приданное.[74] Городня – звено городской стены. Лукно и уборок – меры объёма, величина которых неизвестна. [75] Локоть – меры длины, примерно равнялась 54 см[76] Статья предусматривает, что если отчим растратит имущество пасынков и умрёт, не возместив ущерб, то эта обязанность переходит к его сыну.[77] Статья указывает пути добровольного поступления в холопы. В первом случае говорится о самопродаже.[78] Дача – нечто, передаваемое господином на определённых условиях или, по мнению некоторых исследователей, ссуда. Статья устанавливала, что должник не становится холопом.[79] Статья устанавливала, что господин отвечает по торговым долгам своего холопа и не может уклониться от их платежа даже ценой отказа от прав на холопа.[80] Ответственность за кражу не распространялась на не знавшую о ней семью вора.