Load document

Законы об учреждениях культуры. 1925-1934 гг.

 

По отношению к учреждениям культуры большевистская политика 20-30-х гг. преследовала несколько целей. Во-первых, сокращалось число учреждений, ориентированных на элитарные круги. Яркой иллюстрацией является первый документ о сокращении числа театров. По отношению к учреждениям, ориентированным на массы (музеи, библиотеки) большевики добивались их расширения и развития, а также усиления идеологического и кадрового контроля над ними.

 

Декрет СНК РСФСР о сети государственных театров, цирков, театральных студий и школ. 7.8.1925 г.

В дополнение и изменение декрета Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 20 августа 1923 года о сети учреждений Народного Комиссариата Просвещения (Собр. Узак., 1923, N 73, ст. 711) Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:

1. Оставить в сети государственных театров с правом пользования субвенцией по государственному бюджету следующие зрелищные предприятия:

В Москве: 1) Государственный Академический Большой театр. 2) Государственный Академический Малый театр.

В Ленинграде: 1) Государственный Академический театр оперы и балета (бывший Мариинский). 2) Государственный Академический Драматический театр (бывший Александринский).

2. Оставить в сети государственных театров с переводом на самоокупаемость без права пользования какой-либо дотацией со стороны государства следующие учреждения:

1) Московский Художественный Академический театр (первый).

2) Московский Академический Государственный Камерный театр.

3) Музыкальную студию Московского Художественного Академического театра (первого).

4) Балетную школу и Экспериментальный театр при Государственном Академическом Большом театре.

5) Студию Московского Государственного Академического Малого театра.

6) Балетную школу при Государственном Академическом театре оперы и балета в Ленинграде (бывшем Мариинском).

7) Студию Государственного Академического Драматического театра в Ленинграде (бывшего Александринского).

8) Государственный Академический Малый театр в Ленинграде (бывший Михайловский).

9) Московский Государственный Еврейский театр.

10) Московский Художественный Академический театр (второй).

11) Государственную Академическую студию имени Вахтангова.

12) Государственные цирки, объединяемые Центральным Управлением государственными цирками ("Циркотрест").

3. Все не перечисленные в настоящем списке зрелищные предприятия, числящиеся к настоящему времени как государственные, из такового списка исключаются. Впредь всякого рода изменения в сети государственных зрелищных предприятий могут последовать лишь с разрешения Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. по предварительному заключению Народного комиссариата просвещения Р.С.Ф.С.Р.

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

А. ЛЕЖАВА

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 

 


Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о музейном строительстве в Р.С.Ф.С.Р. 20.8.1928 г. 

 

Заслушав доклад Народного комиссариата просвещения Р.С.Ф.С.Р. о положении музейного дела, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. констатируют значительные достижения в области развития музейного дела в Р.С.Ф.С.Р., выражающиеся по сравнению с дореволюционным временем в расширении музейной сети, особенно по линии краеведения, и увеличении посещаемости музеев, а также в проведении значительной работы по учету и охране памятников старины и искусства и выработке методики музейного дела.

Вместе с тем, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. считают необходимым отметить, что в музейном деле наблюдается целый ряд организационных недостатков, рутинность и неудовлетворительное, с точки зрения стоящих в порядке дня задач социалистического строительства, идеологическое содержание, что объясняется, главным образом, недостатком соответственно подготовленных музейных работников, а также недостаточностью материальных средств.

В виду этого, и признавая, что музеи имеют большое значение в деле углубления культурной революции, и считая необходимым в связи с задачами социалистического строительства, обеспечить соответствующее развитие музейного дела, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

1. Одобрить выработанные Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. плановые предположения в области музейного строительства и признать необходимым проведение нижеследующих задач и мероприятий:

а) возможно большее участие музеев в общем развитии научно-исследовательской работы;

б) более широкое и углубленное обслуживание музеями культурно-просветительных потребностей трудящихся масс;

в) углубление методов выявления коллекций для научно-популяризационных целей в направлении наибольшего приближения музеев к запросам школьного и профтехнического образования и массового просвещения;

г) участие музеев в изучении естественных производительных сил страны;

д) усиление музейной работы в культурно-исторической области в направлении изучения революции, рабочего движения и быта трудящихся;

е) содействие музеев индустриализации страны, развитию сельского хозяйства и кустарных промыслов;

ж) содействие музеев поднятию культурного и хозяйственного уровня развития отсталых народностей и национальных меньшинств и

з) участие музеев в работе по укреплению обороны страны и осуществлении других важнейших задач социалистического строительства.

2. Учитывая, что существующая сеть музеев не может в достаточной степени обслужить потребности социалистического строительства, признать необходимым ее дальнейшее развитие и предложить Народному комиссариату просвещения и Государственной плановой комиссии Р.С.Ф.С.Р. при составлении пятилетнего плана социально-культурного строительства Р.С.Ф.С.Р. учесть необходимость расширения сети музеев, согласовав таковое с развитием хозяйственных и культурных потребностей страны.

3. В целях рационализации музейной сети поручить Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. пересмотреть списки и внутреннюю структуру существующих музеев и внести в них необходимые изменения в соответствии с задачами, указанными в ст. 1 настоящего Постановления.

4. Констатируя наличие существенных пробелов в коллекциях музеев, поручить Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. принять меры к их устранению путем перераспределения основных музейных коллекций, усиления собирательской деятельности музеев и обеспечения музеям возможности приобретения недостающих экспонатов.

5. Предложить Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. усилить идеологическое и методическое руководство музеями республиканского и местного значения, распространив указанное руководство и на музеи, принадлежащие другим ведомствам.

6. Указать Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. на желательность образования историко-революционных отделов по возможности во всех краеведческих музеях.

Признать необходимым осуществление Народным Комиссариатом Просвещения Р.С.Ф.С.Р. организационного и методического руководства всеми существующими историко-революционными музеями и историко-революционными отделами местных музеев.

7. Поручить Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. представить на утверждение Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. список памятников революционного движения, искусства и старины, подлежащих охране и не могущих быть изъятыми, уничтоженными или измененными без получения на то согласия со стороны Народного комиссариата просвещения Р.С.Ф.С.Р.

8. Признавая необходимым повысить квалификацию существующих музейных работников, а также улучшить дело подготовки новых работников, поручить Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. осуществить указанные задачи путем устройства соответствующих курсов, а также использования для работы в области музейного дела аспирантов и лиц, оканчивающих соответствующие высшие учебные заведения.

9. В виду установленных случаев сокращения местными органами бюджета государственных музеев, переданных на местные средства, предложить центральным исполнительным комитетам автономных республик и местным исполнительным комитетам при передаче на их бюджет содержания музеев, состоявших раньше на республиканском бюджете, не допускать сокращения ранее установленных размеров соответствующих бюджетных ассигнований.

10. В целях обеспечения охраны музеев, признать необходимым скорейшее осуществление Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. и местными исполнительными комитетами мероприятий по усилению охраны музеев, по принятию противопожарных мер и освобождению музейных зданий от проживающих в них посторонних лиц.

11. В целях укрепления материального положения музеев поручить Народному Комиссариату Просвещения Р.С.Ф.С.Р. предусмотреть в пятилетнем плане развития народного просвещения увеличение кредитных ассигнований на следующие расходные статьи:

а) капитальное строительство, предусматривающее расширение полезной площади музеев;

б) музейное оборудование;

в) усиление издательства;

г) расширение экспедиционной деятельности и приобретение музейных коллекций;

д) проведение мер охраны музейных коллекций;

е) увеличение заработной платы работникам музея.

 

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М. КАЛИНИН

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

А. ЛЕЖАВА

 

И.о. секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

Ян ПОЛУЯН

 

 


Постановление ЦИК СССР о библиотечном деле в союзе ССР. 27.3.1934 г. 

 

В области библиотечной работы в Союзе ССР достигнуты значительные успехи. Увеличилась сеть массовых библиотек по сравнению с царской Россией, выросла совершенно новая сеть библиотек на заводах, фабриках, в колхозах, на новостройках, а также сеть передвижных библиотек по цехам и красным уголкам (до 111.000 в 1932 г.). Книжный фонд массовых библиотек возрос с 9 млн. в 1911 году до 124 млн. экземпляров в 1932 г. Неуклонно растет читательская масса, особенно масса рабочего читателя, достигшая в 1932 г. 15 млн.

При наличии всех этих успехов состояние и работа массовых библиотек являются во многом все же неудовлетворительными. Народные комиссариаты просвещения союзных республик, Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов и другие учреждения и организации, в ведении которых находятся библиотеки, не обеспечили руководства библиотечной работой, вследствие чего комплектование библиотек проводится случайно и неорганизованно: книжные фонды во многих библиотеках, особенно в сельских, устарели; в ряде библиотек отсутствуют произведения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, отсутствует актуальная политическая литература и даже газеты. Нередки случаи, когда ценные книги неправильно изымаются из библиотек и передаются в так называемые "закрытые фонды". Наличный состав библиотечных работников не обеспечивает квалифицированного и идейно-выдержанного руководства библиотечным делом, подготовка же и переподготовка кадров библиотечных работников неудовлетворительны. Передоверие руководства библиотечным делом отдельным библиотекам привело к обезличке, к снижению ответственности непосредственных владельцев библиотек (сельских советов, районных отделов народного образования, фабзавкомов) и заведующих библиотеками, произволу и безответственности в комплектовании, к произвольным изъятиям книг и разбазариванию книжного фонда. Наряду со всем этим в некоторых краях и областях все еще наблюдается недопустимое отношение к библиотекам, выражающееся в частых перебросках и выселении библиотек в неприспособленные и не отвечающие элементарным требованиям библиотечной работы помещения. Нередки также случаи неправильного изъятия ценных книг из библиотек и случаи крайне небрежного отношения к библиотечным фондам.

Имея в виду, что такое состояние библиотечного дела особенно нетерпимо в условиях бурного развития промышленности, переустройства сельского хозяйства на социалистических началах и непрерывного роста культуры среди трудящихся масс, Центральный исполнительный комитет Союза ССР постановляет:

 

I. Организация библиотечного дела и руководство им 

1. Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик:

1) Образовать в народных комиссариатах просвещения союзных республик библиотечные управления и возложить на них:

а) государственный контроль за деятельностью всех библиотек независимо от того, какой организации они принадлежат;

б) руководство комплектованием библиотек и библиографическими институтами;

в) составление рекомендательных списков изданий для библиотек;

г) систематическое изучение, подбор и подготовку библиотечных кадров;

д) собирание общих библиотечных статистических данных;

е) учет всех библиотек;

ж) организацию библиотечной сети органов народного образования в городских поселениях и сельских местностях.

2) Образовать при народных комиссариатах просвещения автономных республик, при краевых и областных отделах народного образования, а также при культурно-массовых отделах советов крупных городов библиотечные сектора.

Для оперативного руководства профсоюзными библиотеками организуются сектора библиотечной работы в культмассовых отделах Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, республиканских, краевых и областных советов профессиональных союзов.

3) Поручить народным комиссариатам просвещения союзных республик установить в районных и городских отделах народного образования должность библиотечного инспектора, на которого возложить практическое руководство государственной библиотечной сетью и контроль над библиотечной работой общественных организаций (профессиональных союзов, кооперации и т.п.).

4) Для установления общих основ и координирования работы библиотек, входящих в сеть различных ведомств и общественных организаций, образовать при народных комиссариатах просвещения союзных республик советы по библиотечному делу из представителей ВЦСПС, ПУР'а, политуправлений Наркомзема Союза ССР и Наркомсовхозов, Наркомтяжпрома, НКПС, ЦК ВЛКСМ, ОГИЗ'[1]а и других крупных издательств и книгораспространяющих органов, библиографических институтов и опытных библиотечных работников.

5) Установить порядок назначения работников краевых, областных и районных библиотек через краевые и областные отделы народного образования, а работников сельских библиотек – через районные отделы народного образования.

Назначение и утверждение работников профсоюзных библиотек осуществляется через соответствующие краевые, областные и районные профессиональные организации.

Все библиотекари должны обязательно проходить квалификационные комиссии, организуемые при районных отделах народного образования.

6) Поручить народным комиссариатам просвещения союзных республик провести перерегистрацию всех библиотек, в том числе и ведомственных.

Вновь открываемые библиотеки регистрируются в районных отделах народного образования.

7) Возложить ответственность за состояние массовых библиотек (сельских, районных, городских, краевых, областных, при избах-читальнях, жактах, кооперативных организациях, а также детских библиотек) на библиотечные управления народных комиссариатов просвещения союзных республик.

Ответственность за непосредственное управление библиотеками и за содержание работы библиотек на предприятиях и в профсоюзных клубах возлагается на профессиональные организации, а за органами народного образования остается контроль за сетью этих библиотек и их работой.

8) Поручить народным комиссариатам просвещения союзных республик совместно с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов и политуправлениями Народного комиссариата земледелия Союза ССР и Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов организовать при совхозах и машинно-тракторных станциях опорные библиотеки, возложив на них работу по оказанию помощи книгой колхозным библиотекам и обслуживание книгой колхозного актива путем специального подбора литературы.

9) Обязать народные комиссариаты просвещения союзных республик создать в каждой школе детские библиотеки.

Организация школьных библиотек, внимание к которым со стороны народных комиссариатов просвещения союзных республик необходимо всемерно усилить, ни в коем случае не должна идти за счет упразднения или уменьшения детских библиотек и детских отделений при библиотеках для взрослых.

10) Поручить народным комиссариатам просвещения союзных республик обратить внимание руководителей библиотек на необходимость проведения настойчивой и систематической работы по инструктированию читателей о порядке пользования книгами, и прежде всего о бережном отношении к книге.

Эта работа производится также Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов и ведомствами по линии библиотек, состоящих в их ведении.

Лица, виновные в разрушении библиотек, растрате библиотечного фонда, бесхозяйственном содержании библиотек, а также в присвоении, утрате и порче библиотечных книг, должны быть неуклонно привлекаемы к уголовной и гражданской ответственности.

2. Установить, что все библиотеки массового обслуживания независимо от того, каким организациям они принадлежат, не должны, как правило, отказывать трудящимся в абонементе, а также в справках по вопросам чтения.

3. В целях лучшего обслуживания читателей надлежит шире практиковать обмен книгами между библиотеками по специальным вопросам.

Обязать Народный комиссариат связи издать распоряжение о бесплатной пересылке по почте библиотечных книг.

4. Обязать народные комиссариаты просвещения союзных республик, Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов и Центральное управление народно-хозяйственного учета Госплана Союза ССР провести в течение 1934 года перепись всех существующих библиотек и в дальнейшем установить их периодическую отчетность.

 

II. О комплектовании библиотек и о критико-библиографической работе 

5. Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик поручить народным комиссариатам просвещения союзных республик установить совместно с органами распространения доли тиража изданий, бронируемых для снабжения библиотек.

6. Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик организовать в системе органов народного образования объединенные с межсоюзными профессиональными организациями библиотечные коллекторы для непосредственного обслуживания библиотек, выполнения их предварительных заказов, комплектования новых библиотек.

Приравнять сеть библиотечных коллекторов к книготоргующим организациям и предложить ОГИЗу, Партиздату и др. издательствам отпускать для библиотечной сети издания с соответствующей скидкой.

7. Обязать издательства рассылать библиотекам проспекты своих изданий (по подписке) для своевременного составления заказов на новые книги.

Поручить ОГИЗу и Партиздату заключить соглашение с центральными районными библиотеками о снабжении их массовой политической литературой немедленно по выходе соответствующих изданий из печати.

8. Для улучшения работы критико-библиографического института передать его из системы книготоргового объединения ОГИЗа (КОГИЗ) в Народный комиссариат просвещения РСФСР.

9. Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик поручить народным комиссариатам просвещения союзных республик организовать в своей системе критико-библиографическое обслуживание читателей.

 

III. О кадрах библиотечных работников 

10. Обязать народные комиссариаты просвещения союзных республик и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов совместно с Госпланом Союза ССР развернуть подготовку и переподготовку кадров библиотечных работников с таким расчетом, чтобы к концу второй пятилетки инструкторский состав и руководящие кадры республиканских, краевых, областных, важнейших городских, районных и крупных фабрично-заводских библиотек были укомплектованы не менее чем на половину работниками с высшим специальным образованием (2000 человек), а библиотеки предприятий и колхозов работниками со средним специальным образованием (6000 человек).

11. Обязать народные комиссариаты просвещения и государственные плановые комиссии РСФСР и УССР по принадлежности: увеличить с 1934-1935 гг. контингенты учащихся Московского библиотечного вуза до 400 человек, обеспечив постройку собственного здания; произвести с 1934 года новый прием учащихся на библиотечные отделения Ленинградского и Харьковского политпросветинститутов по 300 человек в каждое, обеспечив эти отделения соответствующим помещением.

12. Развернуть по Союзу ССР в 1934-1935 гг. 9 библиотечных техникумов, обязав народные комиссариаты просвещения союзных республик установить пункты, где должны быть открыты эти техникумы, а также библиотечные отделения при педагогических техникумах в Дальневосточном крае, Западной Сибири, Восточной Сибири, Ленинградской области, Татарской АССР, Казахстане и АССР Немцев Поволжья с приемом в эти техникумы и отделения 2000 учащихся.

Увеличить контингент слушателей трех существующих библиотечных техникумов до 1000 человек (в Самаре, Ярославле, Ленинграде).

13. Обязать народные комиссариаты просвещения союзных республик и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов подготовить в 1934 году через курсовые мероприятия 2000 работников массовых библиотек и обеспечить переподготовку в течение 1934 года не менее половины наличного состава низовых библиотечных работников без отрыва от производства (5000 человек).

14. Обязать народные комиссариаты просвещения РСФСР и УССР пересмотреть программу библиотечных вузов, техникумов и курсов, исходя из необходимости подготовки библиотекаря, хорошо знающего книгу и вооруженного марксистско-ленинской теорией.

15. Довести стипендию студентов библиотечных вузов до уровня стипендий студентов педагогических вузов и предложить Совету народных комиссаров Союза ССР внести соответствующие изменения в существующие правила о стипендиальном обеспечении учащихся.

 

IV. О материальном положении библиотек 

16. Отмечая недостаточное финансирование библиотек, неплановый и нерегулярный отпуск ассигнуемых сумм, а также расходование средств, ассигнованных на библиотечную работу, на другие цели, обязать народные комиссариаты просвещения союзных республик, Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов и центральные комитеты профессиональных союзов установить твердые сметы библиотек и своевременный отпуск средств на закупку литературы.

Предложить Госплану Союза ССР и Народному комиссариату финансов Союза ССР при составлении контрольных цифр исходить из обязательного увеличения средств на библиотечное дело.

17. Обязать советы народных комиссаров союзных республик и местные исполнительные комитеты провести в течение 1934-1935 гг. ремонт всех библиотечных зданий, создать в библиотеках и читальнях нормальное оборудование и необходимую культурную обстановку.

Поручить Госплану Союза ССР при составлении плана строительства по Союзу ССР обратить особое внимание на строительство новых библиотечных помещений.

18. Категорически запретить всем учреждениям и организациям использование помещений библиотек для других целей и переселение библиотек в худшие помещения. Нарушителей этого требования привлекать к судебной ответственности.

19. Обязать народные комиссариаты просвещения союзных республик организовать в 1934 году с привлечением соответствующих учреждений производственное снабжение библиотек предметами библиотечного оборудования и техники.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

 

 

[1] ОГИЗ – Объединенное государственное издательство.