Load document

Законы о кооперативах. 1923-1924 гг.

 

Предлагаемые документы устанавливают правила регистрации и деятельности кооперативов. Она разрешалась под жестким контролем властей, направленным на недопущение превращения кооперативов в частно-предпринимательские организации. Кооперативы получали некоторые налоговые льготы.

 

Постановление ЦИК и СНК СССР о налоговых льготах для кооперативных организаций. 7.12.1923 г.[1]

 

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить следующие налоговые льготы для организованных в установленном порядке кооперативных организаций (потребительских, сельскохозяйственных, кустарно-промысловых и кредитных):

 

А. По государственному промысловому налогу 

2. Освободить от государственного промыслового налога:

а) первичные сельские, равно как и рабочие фабрично-заводские (без различия местонахождения их) кооперативные организации и содержимые ими предприятия с годовым оборотом, не превышающим 20.000 р. в червонном исчислении;

б) сельскохозяйственные предприятия кооперативных организаций и земледельческих артелей и коммун вне городов, как-то: скотоводческие, молочно-хозяйственные, птицеводные, огороднические, садоводные, пчеловодные и винодельческие;

в) производимый кооперативными объединениями сбыт произведений сельского хозяйства и их членов, а также приобретение и использование предметов снабжения их сельского хозяйства, как-то: семян, фуража, сельско-хозяйственных орудий, удобрений, ремонтных материалов и т.п.;

г) содержимые кооперативными организациями, земледельческими артелями и коммунами случные, прокатные, зерноочистительные пункты и т.п., мастерские для ремонта сельскохозяйственных орудий и кузниц.

Примечание. При исчислении уравнительного сбора с кооперативных организаций из валовой выручки исключаются обороты их с организациями того же вида кооперации, по прямой линии ее системы (вверх и вниз), по всем товарам, независимо от контрагента, у которого они приобретены. 

3. Понизить обложение государственным промысловым налогом кооперативных организаций и содержимых ими торговых и промышленных предприятий, не подлежащих полному освобождению от этого налога на основании ст. 2 настоящего Постановления:

а) на 50 %, если они обслуживают исключительно членов своей организации;

б) на 25 %, если они обслуживают, наряду с членами своей организации, также и не членов ее.

4. Предоставить отсрочку на два года для уплаты причитающегося с кооперативных организаций государственного промыслового налога за первое полугодие со времени их возникновения.

5. Признать неподлежащими обложению государственным промысловым налогом следующие личные промысловые занятия:

а) членов правлений кооперативных организаций и их служащих, выполняющих свои обязанности бесплатно;

б) лиц, труд которых оплачивается из состава правления, или служащих, подлежащих обложению государственным промысловым налогом, в числе не более трех для каждой кооперативной организации;

в) служащих в неторговых отделах кооперативных организаций (в статистическом, инструкторском, культурно-просветительном, в агрономическом, юридическом и т.п.).

 

Б. По подоходному налогу 

6. Кооперативные организации всех видов, за исключением потребительской, пользуются льготами по подоходному налогу, предусмотренными Положением о подоходном налоге с государственных и кооперативных предприятий и смешанных обществ от 20 июня 1923 г.

 

В. По акцизным сборам 

7. Распространить на промышленные предприятия кооперации порядок уплаты акцизов, установленный для соответствующих отраслей государственной промышленности.

8. Предоставить кооперативным организациям право открывать базисные склады, с перечислением на них акцизов.

9. Настоящее Постановление не распространяется на потребительские кооперативные организации, налоговые льготы которым предусмотрены Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 10 сентября 1926 г. о налоговых льготах для потребительских кооперативных организаций.

 

 


Постановление ЦИК и СНК СССР об освобождении от промыслового и подоходного налога кустарно-промысловых товариществ или артелей, находящихся в городах. 21.11.1924 г. 

 

В дополнение к Постановлению Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 7 декабря 1923 г. о налоговых льготах для кооперативных организаций (Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923, № 9, ст. 274) Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

Освободить от промыслового и подоходного налога кустарно-промысловые товарищества или артели, находящиеся в городах, если они через свои союзы входят в состав республиканских или общесоюзных центров производственной кооперации ("Всекоппромсоюз" (Всероссийский союз промысловой кооперации), "Всеколес" (Всероссийский кооперативный лесной союз), "Сельскосоюз" (Всероссийский союз сельско-хозяйственной кооперации) и т.п.) и если оборот их не превышает 20.000 рублей золотом в год.

 


Декрет СНК РСФСР о порядке регистрации потребительских обществ и их союзов. 21.11.1924 г. 

 

На основании ст. 18 декрета Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 20 мая 1924 года о потребительской кооперации (Собр. Узак., 1924, № 64, ст. 645) Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:

1. При народных комиссариатах по внутренней торговле автономных советских республик, а равно при областных и губернских отделах по внутренней торговле учреждаются комиссии по регистрации потребительских обществ в составе: председателя по назначению местного органа по внутренней торговле и двух членов, делегируемых: один от союза потребительских обществ по месту нахождения регистрационной комиссии и один от местного совета или бюро профессиональных союзов.

При Народном комиссариате по внутренней торговле Р.С.Ф.С.Р. учреждается Центральная комиссия по регистрации союзов потребительских обществ в составе: председателя, назначаемого Народным комиссариатом по внутренней торговле Р.С.Ф.С.Р., и двух членов, делегируемых: один – от Всероссийского центрального союза потребительских обществ и один – от Всероссийского центрального совета профессиональных союзов.

В компетенцию Центральной Комиссии входит, кроме регистрации союзов потребительских обществ всех степеней, также и руководство работой комиссий по регистрации потребительских обществ и рассмотрение жалоб и протестов на постановления этих комиссий.

Примечание. В автономных республиках, имеющих губернское или соответствующее ему деление, а также в районированных областях регистрация союзов потребительских обществ не выше губернского (или соответствующего ему) масштаба сосредоточивается в народных комиссариатах по внутренней торговле автономных республик и в органах внутренней торговли при областных (краевых) исполнительных комитетах районированных областей по принадлежности.

 2. Обозрение реестров и дел регистрационной комиссии открыто для всех желающих.

3. Заявления о регистрации и другие бумаги, подаваемые в связи с регистрацией, не подлежат оплате гербовым и канцелярским сбором.

4. В трехдневный срок со дня постановления комиссии о регистрации организации, равно как о внесении в реестр отметок об изменениях и дополнениях устава в реестре производятся соответствующие записи.

5. Постановления комиссии о регистрации организации или об отметке в реестре изменений и дополнений ее устава, а также и об отказе в регистрации сообщаются организации, по ходатайству коей состоялось постановление.

Если в течение месячного срока не состоится постановление комиссии о регистрации или об отказе в таковой, соответствующая организация считается зарегистрированной и подлежит немедленному внесению в реестр.

6. Отказ комиссии в регистрации кооперативной организации может последовать лишь в том случае, если устав организации, вносимые ею в устав изменения либо дополнения или же состав учредителей потребительского общества не соответствуют требованиям действующих законов или если количество членов вновь организуемого или действующего потребительского общества не соответствует нормам, установленным местными союзами потребительских обществ (согласно ст. 5 декрета от 20 мая 1924 года).

7. В месячный срок со дня получения извещения подавшими заявление организациями может быть принесена жалоба или заявлен протест в Центральную комиссию, а на постановление Центральной комиссии в тот же срок – в Народный комиссариат по внутренней торговле Р.С.Ф.С.Р. Жалобы и протесты подаются через комиссию, вынесшую постановление, и она обязана в трехдневный срок направить жалобу или протест вместе с делом по назначению.

Протест на постановление комиссий вправе принести: 1) местный (по месту нахождения правления организации, согласно ее уставу) губернский или соответствующий ему исполнительный комитет и 2) соответствующий вышестоящий по сравнению с организацией, по делу коей состоялось постановление, союз потребительских обществ.

8. Центральная комиссия, а в подлежащих случаях – Народный комиссариат по внутренней торговле Р.С.Ф.С.Р., обязана рассмотреть жалобу или протест в двухнедельный срок со дня поступления дела.

Решения Центральной комиссии или Народного комиссариата по внутренней торговле Р.С.Ф.С.Р. сообщаются в трехдневный срок заинтересованной стороне.

9. Комиссиям предоставляется право надзора за проведением зарегистрированными в них организациями кооперативных начал, для чего они могут возлагать на соответствующие союзы потребительских обществ обревизование этих организаций.

В случае обнаружения уклонения организации от указанной в уставе цели или в сторону, противную интересам государства, комиссия направляет свое представление о ее ликвидации в порядке, предусмотренном п. "г" ст. 16 декрета от 20 мая 1924 года о потребительской кооперации.

10. С опубликованием настоящего Постановления зарегистрированные в органах потребительской кооперации уставы потребительских обществ и их союзов подлежат перерегистрации в порядке, установленном настоящим Постановлением.

11. Перерегистрация уставов потребительских кооперативных организаций должна быть закончена к 1 мая 1925 года. Организации, уставы коих к 1 мая 1925 года не будут зарегистрированы в порядке настоящего Постановления, подлежат ликвидации.

12. Инструкцию по применению настоящего Постановления поручается издать в месячный срок Народному комиссариату по внутренней торговле по соглашению с Всероссийским центральным союзом потребительских обществ, Всероссийским центральный советом профессиональных союзов и Народным комиссариатом юстиции.

 

 


Декрет ВЦИК и СНК РСФСР о трудовых артелях. 15.12.1924 г. 

 

В отмену Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 9 мая 1923 года о трудовых кооперативных товариществах (Собр. Узак., 1923, № 41, ст. 449) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

1. Трудовыми артелями являются объединения лиц для совместной организации и предоставления в наем их физического или интеллектуального труда с выполнением работ, как общее правило, из материалов нанимателя. Число лиц, объединяемых трудовой артелью, не может быть менее семи человек.

Примечание. Членами трудовой артели не могут быть лица, эксплуатирующие наемный труд с целью извлечения прибыли.

 2. Трудовые артели имеют право при выполнении работ подрядным способом предоставлять работодателям свои материалы на сумму не свыше пяти тысяч рублей.

3. Трудовые артели организуются по определенному производственному признаку и принимают на себя исполнение работ исключительно по своей основной специальности.

4. Принятые на себя трудовой артелью работы выполняются личным трудом членов артели, причем только для таких работ по ее обслуживанию, которые не могут быть исполняемы самими членами (канцелярские работы, разработка технических вопросов и пр.), артель имеет право приглашать на службу посторонних лиц с тем, чтобы общее число их не превышало десяти процентов всего состава членов артели.

5. Состоять одновременно членами двух трудовых артелей однородного вида труда не разрешается.

6. Зарегистрированные в указанном ниже (ст. ст. 11-13 настоящего Постановления) порядке трудовые артели пользуются правами юридических лиц, в том числе правом участия в торгах по соискательству работ, но в качестве таковых они могут предпринимать только такие действия, которые необходимы для достижения целей, предусмотренных настоящим Постановлением и уставом артели.

7. Средства трудовых артелей составляются из вступительных взносов, паев, отчислений из сумм, поступающих за работу артели, средств, получаемых по договору займа от кредитных учреждений и частных лиц, а также в порядке государственного кредитования.

8. На трудовые артели распространяются льготы, установленные соответствующими постановлениями для промысловой кооперации.

9. Органами управления трудовых артелей являются общие собрания и правление.

Примечание. По постановлению общего собрания трудовой артели управление делами артели может быть возложено на одно лицо (старосту), выполняющего функции правления.

 10. Район деятельности трудовых артелей, порядок вступления и выбытия членов, права, предоставляемые артели в соответствии с правилами ст. 6 настоящего Постановления, пределы и порядок ответственности членов по обязательствам артели, функции общего собрания, состав, порядок избрания и компетенция органов управления и контроля, система отчетности по делам артели, способ обревизования дел и порядок ликвидации артели устанавливаются их уставами в соответствии с нормальным уставом и действующими законами.

11. Учреждение трудовой артели, хотя бы деятельность этой артели и выходила за пределы губернии, производится путем регистрации устава артели по месту ее возникновения в регистрационной комиссии при губернском отделе местного хозяйства (или губернском совете народного хозяйства) в порядке, указанном в ст. ст. 12-13 настоящего Постановления.

Примечание. При рассмотрении уставов трудовых артелей губернские отделы труда делегируют в состав регистрационных комиссий своего представителя с правом решающего голоса.

 12. До рассмотрения устава в регистрационной комиссии губернский отдел местного хозяйства (губернский совет народного хозяйства) препровождает один экземпляр устава в местный губернский отдел труда, который должен дать не позже двухнедельного срока с момента получения устава заключение по вопросу о допустимости регистрации последнего.

Примечание. При разрешении вопроса о допустимости регистрации устава губернский отдел труда руководствуется как формальным соображением соответствия устава артели существующим узаконениям, так и данными о состоянии рынка труда в данной местности.

 13. В случае разногласий между губернским отделом труда или его представителем в регистрационной комиссии с остальными членами комиссии устав не регистрируется, и регистрационная комиссия направляет все дело на рассмотрение президиума губернского исполнительного комитета при обязательном участии представителей губернского отдела труда, губернского профессионального совета и губернского отдела местного хозяйства (губернского совета народного хозяйства).

Решение президиума губернского исполнительного комитета является окончательным.

14. Изменения и дополнения устава трудовой артели производятся в том же порядке, как и регистрация.

15. Трудовая артель, желающая принять для выполнения новую работу в другой губернии или области, должна для начала своей деятельности получить предварительное согласие соответствующего губернского отдела труда.

Решение губернского отдела труда может быть обжаловано в порядке, указанном в ст. 12 настоящего Постановления.

16. При привлечении трудовой артели к работам в порядке трудового договора отношения между сторонами (работодателем и артелью) определяются правилами примечания 1-го к ст. 29, а также ст. ст. 30, 33 и 35 Кодекса законов о труде.

17. При привлечении трудовой артели к работам в порядке подряда правление артели должно исполнять следующие обязанности, установленные Кодексом законов о труде:

а) соблюдать постановления по технике безопасности, промышленной санитарии и гигиены и охране труда женщин и несовершеннолетних;

б) уплачивать страховые взносы на врачебную помощь и страхование от несчастных случаев, исходя из размеров вознаграждения, предназначенного на оплату труда членов артели.

18. Губернские отделы труда и отделы местного хозяйства (губернские советы народного хозяйства) осуществляют надзор за деятельностью артелей с точки зрения соответствия ее деятельности действующим узаконениям и поставленным в уставе целям.

19. Трудовые артели, в которых будет обнаружено применение наемного труда в скрытой форме, обязаны выполнить в отношении соответствующих лиц все обязанности, вытекающие из Кодекса законов о труде.

20. Трудовые артели, в отношении коих судом будет установлено применение наемного труда в скрытой форме или обход закона, помимо уголовной ответственности, в подлежащих случаях могут быть ликвидированы на основании существующих положений.

21. Существующие к моменту издания настоящего Постановления трудовые кооперативные товарищества, учрежденные на основании отменяемого Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 9 мая 1923 года о трудовых кооперативных товариществах, должны в течение трехмесячного срока с момента издания настоящего Постановления перерегистрироваться либо как трудовая артель, либо как промысловое кооперативное товарищество.

22. Народному комиссариату труда Р.С.Ф.С.Р. поручается издавать по соглашению с Высшим советом народного хозяйства Р.С.Ф.С.Р. и Всероссийским центральным советом профессиональных союзов дополнительные постановления и инструкции к настоящему Положению, а также издать в месячный срок по соглашению с теми же ведомствами нормальный устав трудовых артелей.

23. Настоящее Постановление не распространяется на трудовые объединения инвалидов, организуемые Народным комиссариатом социального обеспечения, а также на коллективы, организуемые Народным комиссариатом труда с целью оказания безработным трудовой помощи.

Указанные объединения и коллективы организуются и действуют на основаниях, установленных особыми законами, а также постановлениями Народного комиссариата труда Р.С.Ф.С.Р. и Народного комиссариата социального обеспечения по принадлежности. В случае, если впоследствии такой коллектив (объединение) преобразуется в трудовую артель, он представляет свой устав на регистрацию в порядке, установленном ст. ст. 11-13 настоящего Постановления.

 

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М.И. КАЛИНИН

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

А.И. РЫКОВ

 

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

А. КИСЕЛЕВ

 

 

[1] Приводится с поправками, внесенными постановлением СНК СССР от 5.2 и постановлением ЦИК и СНК СССР от 10.9.1926 г.