Load document

Законы о высшем образовании. 1923-1926 гг.

 

В области высшего образования в 20-е гг. можно выделить 3 основные тенденции. Во-первых, государство стремилось повысить его качество и связь с производством. Для этого была введена производственная практика студентов, защита ими дипломных работ, улучшалось обеспечение преподавателей. Во-вторых, упорядочивалось назначение студентам стипендии, а также была введения обязательная отработка стипендий по окончании вуза. В-третьих, для обеспечения доступа к высшему образованию для не подготовленных, но желательных для властей абитуриентов были созданы рабочие факультеты (рабфаки). Их слушатели за несколько лет проходили (якобы) программу средней школы и зачислялись в вузы без дополнительных экзаменов.

 

Декрет СНК РСФСР о порядке прохождения практики студентами и оканчивающими высшие учебные заведения. 22.5.1923 г.

 

Совет Народных Комиссаров постановил:

1. Обязать все государственные, а также общественные и частные предприятия и учреждения принимать на работу командируемых для прохождения практики студентов и оканчивающих высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения, практические институты, институты народного хозяйства и факультеты медицинские и общественных наук, университетов в порядке, устанавливаемом настоящим Постановлением и инструкцией по его применению (ст. 7).

2. Все, кроме перечисленных ниже, учреждения и предприятия обязаны оплачивать из своих средств работу практикантов, если число их не превышает двух процентов, а предприятия промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и учреждения Народного комиссариата почт и телеграфов, если число практикантов не превышает одного процента общего числа их рабочих и служащих.

Примечание. Расходы по оплате работы практикантов ложатся на предприятия и учреждения согласно ст. 2 из расчета четырехмесячной в течение года, работы практикантов.

 3. Сверх норм, указанных в ст. 2, студенты посылаются на практику за счет Народного комиссариата просвещения, причем количество посылаемых на практику в указанном в настоящей статье порядке не должно превышать двадцати пяти процентов государственных стипендиатов высших учебных заведений.

4. Посылка студентов на практику осуществляется органами Народного комиссариата труда по представлении надлежащих сведений органами Главного Комитета профессионально-технического образования.

5. Предприятия и учреждения, в которые предположено посылать студентов на практику, должны быть органами Народного комиссариата труда предупреждены о предстоящей посылке практикантов с предоставлением им права отбора студентов по специальности из числа кандидатов, выдвинутых высшими учебными заведениями, в пределах норм, указанных в ст. 2.

Примечание. Предприятия, не воспользовавшиеся правом отбора, обязаны принять тех студентов, которые будут направлены им органами Народного комиссариата труда.

6. Оплата труда студентов, посылаемых на практику, должна устанавливаться по исполняемой ими работе, но не ниже полуторной ставки 6-го разряда для данного предприятия или учреждения.

Примечание. При командировках студентов на практику вне местонахождения учебного заведения им выдается учебным заведением бесплатный билет для проезда на место практики и обратно, а стипендиатам также стипендия за два месяца вперед.

7. Народному комиссариату просвещения (по Главному комитету профессионально-технического образования), совместно с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов и Народным комиссариатом труда, поручается издание инструкции по применению настоящего Постановления.

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

А.ЦЮРУПА

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ[1]

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК РСФСР о возмещении личным трудом государственных стипендиатов студентов высших учебных заведений расходов, понесенных государством на их содержание. 4.7.1923 г.

 


Декрет СНК РСФСР. Положение о научных работниках высших учебных заведений. 21.1.1924 г.

В развитие и дополнение декретов от 10 октября 1920 года (Собр. Узак., 1920, № 82, ст. 406), 6 декабря 1921 года (Собр. Узак., 1922, № 1, ст. 5) и Положения о высших учебных заведениях от 3 июля 1922 года (Собр. Узак., 1922, № 43, ст. 518)[2] Совет Народных Комиссаров постановил:

 

I. Положения общие 

1. Научными работниками высших учебных заведений считаются:

а) все лица, определяемые на учено-учебную службу в высшие учебные заведения, согласно постановлениям раздела II настоящего Положения;

б) все лица, состоящие ко времени введения в действие настоящего Положения профессорами, преподавателями и научными сотрудниками высших учебных заведений Р.С.Ф.С.Р. (§ 3 и 4 Положения о высших учебных заведениях), причем лица, занимающие должности лаборантов, прозекторов, ассистентов и т.п., причисляются к категории преподавателей либо научных сотрудников согласно списку таких должностей, устанавливаемому Главным комитетом профессионально-технического образования[3].

2. Научные работники высших учебных заведений разделяются на штатных и сверхштатных.

3. Научными работниками высших учебных заведений могут быть все лица, обладающие достаточной научной подготовкой, определяемой независимо от наличности русских или иностранных дипломов, ученой степени или звания на основании как собственных их работ, так и отзывов соответственных учреждений и отдельных специалистов.

 

II. Зачисление на учено-учебную службу в высшие учебные заведения 

4. Замещение должностей штатных профессоров высших учебных заведений производится Государственным ученым советом с соблюдением требований § 4, 14, 22 и 35 Положения о высших учебных заведениях и пункта 3 Положения о факультетах общественных наук и педагогических факультетах (Собр. Узак., 1922, N 52, ст. ст. 665 и 671), причем профессора избираются по всероссийскому конкурсу.

Примечание. Правила конкурса на профессорские должности устанавливаются Государственным ученым советом и обнародуются в Собрании узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства как постановления Народного комиссариата по просвещению; публикация о конкурсе должна быть помещена в Известиях Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и в официальном органе Народного комиссариата по просвещению.

 5. Все преподаватели и научные сотрудники высших учебных заведений избираются правлениями последних:

а) по представлениям предметных комиссий[4] и советов факультетов в подлежащих случаях (Положение о высших учебных заведениях, § 14 и 22);

б) по рекомендациям ученых учреждений или видных специалистов данной отрасли науки и по мотивированным ходатайствам самих заинтересованных лиц.

Кандидатам предметных комиссий при прочих равных условиях отдается предпочтение. Правление запрашивает отзывы предметных комиссий по заявлениям, сделанным в порядке пункта "б", причем предметная комиссия может предложить аспиранту[5] на преподавательскую должность пробную лекцию на избранную тему или научный доклад сообразно особой инструкции, издаваемой Народным комиссариатом по просвещению.

6. Лица, желающие получить подготовку к самостоятельной учено-учебной деятельности, зачисляются для приобретения такой подготовки в состав научных сотрудников или

а) научно-исследовательских институтов в порядке, определяемом его уставами и наказами, или

б) высших учебных заведений согласно § 5 и 7 настоящего Положения.

7. Все принятые правлением кандидатуры как штатных преподавателей и научных сотрудников, так и сверхштатных научных работников всех категорий немедленно сообщаются правлением высшего учебного заведения Главному комитету профессионально-технического образования, которым препровождаются в Государственный ученый совет на утверждение.

Примечание. Должности научных работников по факультету общественных наук замещаются согласно особым правилам, издаваемым Государственным ученым советом.

 8. В исключительных случаях Государственный ученый совет может непосредственно назначать научных работников всех категорий.

 

III. О научно-учебной службе в высших учебных заведениях 

9. Штатные профессора подлежат перевыборам по истечении десяти, штатные преподаватели – семи, сверхштатные профессора и преподаватели – пяти лет со времени определения в должность или последнего переизбрания.

10. Научные сотрудники утверждаются на три года и могут быть переизбраны на дополнительный год в особо уважительных случаях.

11. Никто не может быть штатным научным работником высшего учебного заведения по достижении шестидесятипятилетнего возраста. С разрешения Государственного ученого совета возможно продолжение курсов и занятий достигшим указанного возраста профессором на правах сверхштатного профессора.

12. Нормы числа часов занятий научных работников, правила о производстве занятий сверх нормы и т.п. устанавливаются Народным комиссариатом по просвещению в соответствии с действующими узаконениями и тарифными договорами.

13. Научные сотрудники обязаны вести работу согласно инструкциям советов научно-исследовательских институтов или – при высших учебных заведениях – соответствующих предметных комиссий; право преподавания в высших учебных заведениях они получают по представлениям указанных советов и комиссий по выполнении определенных научных заданий и прочтении пробной лекции сообразно особой инструкции Народного комиссариата по просвещению (§ 5).

14. Научные работники пользуются правом на отпуск не менее двух месяцев ежегодно, включая обычное каникулярное время.

15. Научные работники высших учебных заведений при мобилизации пользуются льготам и правами, предоставленными Постановлением Совета обороны от 12 сентября 1919 года (Собр. Узак., 1919, № 46, ст. 445) и изданными в его развитие приказами Революционного военного совета республики.

Примечание. Научные сотрудники, еще не проходившие военной службы и призванные на нее, при прохождении пользуются правами, установленными § 2-4 упомянутого Постановления Совета обороны от 12 сентября 1919 года для мобилизованных профессоров и преподавателей. По особым ходатайствам высшего учебного заведения или научно-исследовательского института, поддержанным Главным комитетом профессионально-технического образования, научным сотрудникам может быть предоставляема Народным комиссариатом по военным делам отсрочка прохождения службы.

 16. Научные работники высших учебных заведений могут быть по прошествии каждых трех лет службы командированными с сохранением содержания на срок не менее трех месяцев и не свыше шести месяцев для научной работы независимо от могущих быть даваемых ранее служебных командировок.

Примечание 1. Правила командирования в порядке § 16 устанавливаются инструкцией Народного комиссариата по просвещению.

Примечание 2. Потребные на выполнение § 16 кредиты включаются в смету Народного комиссариата просвещения по соглашению Народного комиссариата просвещения с Народным комиссариатом финансов.

 17. Научные работники высших учебных заведений Сибири и Туркестана в развитие правил о преимуществах по службе в отдаленных местностях, предоставляемых декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 69, ст. 673), получают двойной оклад содержания.

18. Штатные научные работники высших учебных заведений переводятся в другие высшие учебные заведения:

а) профессора – постановлением Государственного ученого совета;

б) преподаватели и сотрудники – постановлением Главного комитета профессионально-технического образования.

19. Переводы профессоров и преподавателей на другие кафедры и из разряда сверхштатных в штатные, а равно все перечисления научных сотрудников производятся по представлению правления высших учебных заведений с соблюдением в подлежащих случаях § 4 - 5:

а) профессоров – Государственным ученым советом;

б) преподавателей и сотрудников – Главным комитетом профессионально-технического образования.

Примечание. С перечислением в штат прежняя служба сверхштатных научных работников всех категорий засчитывается им год за год.

 20. До истечения указанных в § 9 и 11 сроков могут быть отчислены с соблюдением Кодекса законов о труде издания 1922 года и коллективного договора Народного комиссариата по просвещению с соответствующим профессиональным союзом:

а) штатные профессора и преподаватели и сверхштатные профессора – Государственным ученым советом по личному ходатайству или по представлению Главного комитета профессионально-технического образования;

б) сверхштатные преподаватели – правлением данного высшего учебного заведения по личному ходатайству, по предложению Главного комитета профессионально-технического образования или по представлению совета факультета;

в) научные сотрудники – правлением высшего учебного заведения по личному ходатайству, по представлению предметной комиссии или совета научно-исследовательского института или по предложению Главного комитета профессионально-технического образования.

В случаях, предусмотренных пунктами "б" и "в", действия правления высшего учебного заведения могут быть обжалованы в Государственный ученый совет.

Примечание. Сверхштатные научные работники, не несшие своих обязанностей в течение года без уважительных причин, считаются выбывшими.

 

IV. Об обеспечении научных работников высших учебных заведений 

21. Штатные профессора и преподаватели высших учебных заведений, прослужившие в качестве научных работников не менее двадцати пяти лет или достигшие шестидесятипятилетнего возраста, прослужив не менее десяти лет, имеют право на получение пожизненной пенсии в размере оклада, установленного для штатных профессоров и преподавателей высших учебных заведений, с автоматическим повышением пенсии по мере повышения тарифов. Работа в качестве научного сотрудника включается в общий срок учено-учебной службы с момента зачисления в научно-исследовательский институт или оставления при высшем учебном заведении научным сотрудником.

Примечание 1. В случае потери трудоспособности ранее достижения шестидесятилетнего возраста научные работники, прослужившие в качестве научного работника не менее пятнадцати лет, имеют право на получение пенсии в размере половины оклада, а прослужившие не менее двадцати лет – в размере полного оклада.

Примечание 2. Научные работники, потерявшие трудоспособность при исполнении или в связи с исполнением обязанностей, получают пенсию в размере полного оклада по их последней должности независимо от стажа их научной деятельности.

 22. В случае смерти указанных в § 21 лиц право на получение предоставленной пенсии приобретают члены их семей, состоящие на их иждивении: нетрудоспособный супруг в размере половины оклада и каждое иное нетрудоспособное лицо в размере одной четверти оклада, но в общей сложности не свыше полного оклада пенсии.

Примечание. Пенсия нетрудоспособным по малолетству выдается до достижения ими гражданского совершеннолетия, а прочим лицам – пожизненно.

 23. В случае состояния на государственной службе лиц, указанных в § 21, пенсия им не выдается, однако выдача пенсии восстанавливается им вновь в случае оставления службы.

 

V. Заключительное постановление 

24. Постановление от 26 ноября 1921 года (Собр. Узак., 1921, № 80, ст. 695) с введением в действие сего Положения утрачивает силу, за исключением § 8-11, действующих впредь до издания предусмотренных примечанием к § 4 настоящего Положения правил о конкурсе.

25. Настоящее Положение входит в действие с 1-го января 1924 года.

 


Декрет СНК РСФСР. Положение о рабочих факультетах. 18.2.1924 г. 

Глава I. Общие положения 

 4. Рабочие факультеты находятся в непосредственном ведении управления профессионального образования Народного комиссариата просвещения, при чем на них распространяются общие правила о подчинении высших учебных заведений Народному комиссариату просвещения.

5. Рабочие факультеты, являясь частью высшего учебного заведения, пользуются всеми необходимыми аудиториями, кабинетами, лабораториями, музеями и прочими учебно-вспомогательными учреждениями и учебными пособиями, инструментами, материалами.

6. Рабочие факультеты финансируются Управлением профессионального образования по специальной смете.

7. Штаты рабочих факультетов утверждаются Управлением профессионального образования в установленном порядке.

8. Рабочие факультеты имеют свою печать установленного образца. Рабочие факультеты, упомянутые в примечании к ст. 2 настоящего Положения, имеют права юридического лица.

 

Глава II. Структура рабочих факультетов и прием на них 

10. Соответственно типам высших учебных заведений рабочие факультеты делятся на две основные группы: с уклоном – техническим и естественно-научным.

Примечание. В рабочих факультетах, входящих в состав университетов, а также высших учебных заведений социально-экономического или педагогического характера, уклоны устанавливаются для каждого рабочего факультета Управлением профессионального образования. 

11. Занятия на рабочих факультетах производятся с таким расчетом, чтобы в общей сложности перерывы не превышали двух с половиной месяцев в год.

Примечание. Всякий раз с особого разрешения Управления профессионального образования рабочим факультетам предоставляется право изменять длительность перерыва.

 12. Занятия на рабочих факультетах происходят на основании типовых учебных планов и программ, утвержденных Государственным ученым советом.

Всякое уклонение от означенных учебных планов и программ утверждается Управлением профессионального образования.

 

15. Заведывание и руководство всей деятельностью рабочего факультета принадлежит заведующему рабочим факультетом, при коем имеется президиум факультета. Президиум назначается Управлением профессионального образования и состоит из заведующего рабочим факультетом (председатель президиума) и двух заместителей: одного – по учебным делам и другого – по студенческим делам.

Примечание 1. Губернским исполнительным комитетам, губернским советам профессиональных союзов, губернским комитетам Российской коммунистической партии (большевиков), правлениям высших школ, студенческим органам и советам рабочих факультетов предоставляется право рекомендовать кандидатов в состав президиума.

Примечание 2. Состав президиума рабочего факультета с особого всякий раз разрешения Управления профессионального образования может быть увеличен до пяти человек.

 16. Президиум рабочего факультета имеет право:

а) отменять или изменять все постановления предметных и иных учебных комиссий с немедленным доведением до сведения Управления профессионального образования;

б) допускать к преподаванию впредь до утверждения Управлением профессионального образования преподавателей, ассистентов и т.д., представляемых предметными комиссиями;

в) выдвигать по собственной инициативе кандидатов на должности преподавателей, лаборантов, ассистентов и пр.;

г) увольнять преподавателей и научных работников, сообщая об этом Управлению профессионального образования;

д) назначать контрольные комиссии для проверки исполнения студентами учебной повинности[7];

е) назначать заведующих учебно-вспомогательными учреждениями, если таковые имеются в непосредственном распоряжении рабочего факультета;

ж) назначать и смещать всех административных и технических служащих рабочего факультета;

з) организовывать постоянно действующие комиссии и созывать временные совещания.

К обязанностям президиума рабочего факультета относятся:

а) приведение в исполнение всех распоряжений, исходящих из Управления профессионального образования;

б) составление ежегодно сметы рабочего факультета;

в) ведение сношений со всеми ведомствами, учреждениями и организациями.

17. Все члены президиума назначаются на год, но Управление профессионального образования имеет право продлить срок их полномочий.

18. Заведующий несет ответственность за состояние и деятельность рабочего факультета, но президиум рабочего факультета может обжаловать распоряжения заведующего рабочим факультетом перед Управлением профессионального образования, не приостанавливая их однако, впредь до решения вопроса последним.

19. Заведующий рабочим факультетом представляет периодически доклад Управлению профессионального образования.

20. Заведующий рабочим факультетом имеет право решающего голоса в правлении высшего учебного заведения, в составе которого находится данный рабочий факультет, по вопросам, касающимся рабочего факультета.

21. Заведующий рабочим факультетом является распорядителем кредитов по рабочему факультету.

 

Б. Совет рабочих факультетов 

22. В задачи совета факультетов входят:

а) рассмотрение семестровых и годовых отчетов президиума;

б) рассмотрение плана деятельности рабочего факультета на ближайший семестр или год;

в) обсуждение общей годовой сметы факультета и вообще хозяйственных предположений президиума;

г) представление в Управление профессионального образования, наравне с другими организациями, перечисленными в примечании 1-м к ст. 15, кандидатов в члены президиума рабочего факультета.

Примечание. Заключение совета вместе с отдельными мнениями его членов о работе рабочего факультета, а также предположения совета о дальнейшей деятельности рабочего факультета направляются в Управление профессионального образования.

 23. В состав совета факультетов входят:

а) президиум факультетов;

б) пять представителей от преподавателей;

в) пять представителей от студентов из числа членов исполнительного органа студентов;

г) один представитель правления высшего учебного заведения, при котором находится рабочий факультет;

д) по одному представителю от губернского исполнительного комитета, губернского комитета Российской коммунистической партии (большевиков), губернского комитета Российского коммунистического союза молодежи и одного представителя от хозяйственных организаций по соглашению губернского совета народного хозяйства с президиумом рабочего факультета;

е) пять представителей от профессиональных союзов по назначению губернского совета профессиональных союзов.

24. Председательствует в совете факультета заведующий факультетом.

25. Все постановления совета факультета входят в силу по утверждении их президиумом факультета.

26. Совет собирается не реже одного раза в семестр.

 

В. Административно-хозяйственный орган 

27. Для заведывания административно-хозяйственной частью назначается особое лицо, но не из числа членов президиума, подчиненное в своей деятельности заведующему рабочим факультетом.

Примечание 1. В случае, если рабочий факультет обслуживается в административно-хозяйственном отношении общим аппаратом высшего учебного заведения, президиум рабочего факультета может не иметь особого административно-хозяйственного аппарата.

Примечание 2. В случае неполного обслуживания рабочего факультета административно-хозяйственным органом высшего учебного заведения, последний может иметь для этой цели самостоятельный орган с разрешения Управления профессионального образования.

 

Г. Учебно-административные органы 

28. Заведывание учебной частью возлагается на заместителя заведующего рабочим факультетом по учебной части.

29. Руководство учебной жизнью рабочего факультета осуществляется:

а) через предметные комиссии;

б) курсовые совещания;

в) учебное бюро.

Кроме того, при учебной части могут существовать в качестве подсобных органов:

а) приемные испытательные комиссии;

б) институт дежурных преподавателей;

в) консультации.

30. В ведении учебной части находятся принадлежащие рабочему факультету учебно-вспомогательные учреждения.

 

Предметные комиссии 

31. Предметную комиссию составляют все преподаватели данного предмета или групп родственных предметов и равное им число представителей от студентов.

Примечание. Представители от студентов в предметные комиссии избираются на общих собраниях групп.

32. Предметные комиссии выбирают из своей среды бюро в составе председателя (из числа преподавателей) и секретаря (из числа студентов-членов комиссии). Кроме того, в больших группах избирается заместитель председателя.

33. Бюро предметной комиссии утверждается президиумом рабочего факультета и несет ответственность за работу комиссии.

34. Ведению предметной комиссии подлежат:

а) распределение между преподавателями предметов, установленных программой занятий, и наблюдение за выполнением ее преподавателями и студентами;

б) обсуждение вопросов о применении утвержденных Государственным ученым советом программ к местным условиям, методов преподавания и результатов прохождения курса;

в) руководство находящимися в ведении данной комиссии вспомогательными учреждениями (лабораториями, кабинетами, библиотеками), представление соображений по соответствующим отделам сметы, рекомендация высшего технического персонала;

г) подробно мотивированные заключения о кандидатах на преподавательские должности.

35. Предметные комиссии созываются по мере надобности, но не реже двух раз в месяц.

36. Все вопросы в предметных комиссиях решаются простым большинством голосов путем открытого голосования.

Постановления предметной комиссии подлежат утверждению президиума.

 

Курсовые совещания 

37. В круг ведения курсовых совещаний входит:

а) обсуждение вопросов о распределении студентов по группам в начале года и о перемещении их из группы в группу в зависимости от обнаруженных знаний в течение года;

б) предварительное обсуждение объема предположенного к прохождению в течение семестра материала;

в) установление внутренней согласованности между всеми преподаваемыми предметами;

г) рассмотрение и обсуждение отчетов о прохождении курса и успешности студентов.

38. В состав курсовых совещаний входит: заведующий учебной частью, где таковой имеется, все преподаватели данного курса, групповые тройки, представители академической секции исполнительного органа студентов (ст. 52).

Общее число студентов в совещании должно быть равным числу преподавателей.

39. Председателем курсовых совещаний является заведующий учебной частью или его заместитель; секретарем – один из преподавателей по выбору.

40. Постановления курсовых совещаний утверждаются президиумом.

Примечание. Курсовые совещания созываются не реже двух раз в семестр.

 

Учебное бюро 

41. В состав учебного бюро входят: заведующий учебной частью рабочего факультета (председатель), председатели и секретари предметных комиссий и один представитель академической секции исполнительного органа студентов.

42. В круг ведения учебного бюро входит:

а) согласование деятельности предметных комиссий и курсовых совещаний;

б) рассмотрение вопросов, связанных с улучшением постановки учебного дела;

в) знакомство с ходом текущей учебной работы в отдельных группах.

Примечание. Все постановления учебного бюро через заведующего учебной частью поступают на утверждение президиума.

 

Глава IV. О преподавателях 

43. Преподавателями на рабочих факультетах могут быть преподаватели высших учебных заведений, а также лица, обладающие достаточным педагогическим или научным стажем.

44. К преподаванию на рабочих факультетах кандидаты допускаются после того, как они по поручению соответствующей предметной комиссии дадут ряд пробных занятий.

Примечание. Президиуму рабочего факультета предоставляется право в отдельных случаях назначать преподавателей помимо предметных комиссий, равно как и увольнять таковых, доводя об этом до сведения Управления профессионального образования.

 45. Заключение предметной комиссии и отзыв группы, в которой преподает данный преподаватель, направляется через президиум рабочего факультета на утверждение в Управление профессионального образования.

Примечание. При наличии в данном городе экспертной комиссии по определению пригодности преподавателей для занятий на рабочем факультете необходимо предварительное заключение этой комиссии, действующей по инструкции, утвержденной Управлением профессионального образования.

 46. В отношении тарифных разрядов и пенсий преподаватели рабочих факультетов приравниваются к преподавателям высших учебных заведений.

47. Прохождение службы преподавателями рабочих факультетов определяется существующим на сей предмет особым положением[8].

 

Глава V. О студентах рабочих факультетов 

48. Студенты рабочих факультетов пользуются всеми правами студентов основных факультетов, участвуя в выборах в совет и правление своего высшего учебного заведения.

49. Студенты, выполнившие работы по учебному плану рабочего факультета, получают соответствующие удостоверения, выдаваемые президиумом рабочего факультета.

 51. В случае неподчинения установленным правилам внутреннего распорядка студент может быть уволен с рабочего факультета по постановлению президиума его.

52. На рабочем факультете существуют студенческие академические организации, действующие на основании особых правил, издаваемых на сей предмет управлением профессионального образования Народного комиссариата просвещения по соглашению с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов, и профессиональные студенческие организации (профессиональные секции), действующие на основании правил, утверждаемых Всероссийским центральным советом профессиональных союзов.

 


Постановление СНК РСФСР. Положение о преподавателях рабочих факультетов. 28.6.1924 г.

 

В развитие и дополнение Положения о рабочих факультетах от 18 февраля 1924 года (Собр. Узак., 1924, № 19, ст. 190) Совет Народных Комиссаров РСФСР постановил:

Утвердить настоящее Положение о преподавателях рабочих факультетов и ввести его в действие с 1 июня 1924 года.

 

I. Положения общие 

1. Преподавателями рабочих факультетов могут быть все лица, обладающие достаточной научно-педагогической подготовкой, определяемой независимо от наличности русских или иностранных дипломов, ученой степени или звания, на основании как собственных работ, так и отзывов соответствующих учреждений и отдельных специалистов.

2. Все лица, состоящие до времени введения в действие настоящего Положения преподавателями, ассистентами, лаборантами, лекторами иностранных языков, консультантами и т.п. рабочих факультетов, причисляются к категории преподавателей рабочих факультетов.

3. Преподаватели рабочих факультетов разделяются на штатных и сверхштатных.

Примечание. Права и обязанности как штатных, так и сверхштатных преподавателей устанавливаются Народным комиссариатом просвещения в порядке особой инструкции по согласованию вопроса с центральным комитетом Союза работников просвещения.

 

II. Зачисление на учебную службу в рабочие факультеты 

4. Замещение должностей преподавателей рабочих факультетов производится в согласии с требованиями ст. ст. 43-45 Положения о рабочих факультетах[10].

5. Все кандидаты на должности преподавателей рабочих факультетов допускаются к ведению занятий президиумами рабочих факультетов:

а) по представлению предметных комиссий (Положение о рабочих факультетах, ст. ст. 43 и 45);

б) по рекомендации учебных заведений, ученых учреждений, профсоюзных организаций или специалистов данной отрасли науки.

6. Президиуму рабочего факультета предоставляется право в отдельных случаях допускать кандидатов к преподаванию помимо предметных комиссий (примечание к ст. 44 Положения о рабочих факультетах). Президиум должен предложить кандидату на преподавательскую должность провести ряд пробных занятий или методических сообщений.

7. Утверждение в должности сверхштатных преподавателей производится президиумом рабочего факультета.

Все лица, допущенные президиумами рабочих факультетов на должности штатных преподавателей, утверждаются управлением профессионального образования Народного комиссариата просвещения.

Управление профессионального образования Народного комиссариата просвещения может равным образом назначать как штатных, так и сверхштатных преподавателей непосредственно.

 

III. Об учебной службе на рабочих факультетах 

8. Штатные преподаватели рабочих факультетов вновь утверждаются в должности преподавателей по истечении пяти лет пребывания, в должности сверхштатных – по истечении трех лет.

9. Никто не может быть штатным преподавателем рабочего факультета по достижении им шестидесятилетнего возраста. С разрешения управления профессионального образования Народного комиссариата просвещения возможно продолжение занятий на рабочем факультете достигшим указанного возраста преподавателем на правах сверхштатного преподавателя.

10. Нормы числа часов занятий преподавателей, а также правила о производстве занятий сверх нормы устанавливаются Народным комиссариатом просвещения в соответствии с действующими узаконениями и тарифными договорами.

11. Преподаватели рабочих факультетов пользуются правом на отпуск не менее двух месяцев ежегодно в течение летнего каникулярного времени.

12. Преподаватели рабочих факультетов могут быть по прошествии каждых трех лет службы командированы с сохранением содержания на срок не менее двух месяцев и не свыше четырех месяцев на повторительные курсы или курсы по переподготовке, а также курсы-съезды, независимо от могущих быть даваемых ранее служебных командировок.

Примечание 1. Правила командирования в порядке § 12 устанавливаются инструкцией Народного комиссариата просвещения.

Примечание 2. Потребные на выполнение § 12 кредиты включаются в смету Народного комиссариата просвещения.

 13. Преподаватели рабочих факультетов Сибири и Туркестана в развитие правил о преимуществах по службе в отдаленных местностях получают оклад содержания согласно декрету Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1923 года (Собр. Узак., № 69, ст. 673).

14. Штатные преподаватели рабочих факультетов переводятся в другие рабочие факультеты распоряжением управления профессионального образования Народного комиссариата просвещения в порядке, предусмотренном статьей 37 Кодекса законов о труде издания 1922 года.

15. Переводы преподавателей из разряда сверхштатных в штатные производятся управлением профессионального образования Народного комиссариата просвещения по представлению президиума рабочего факультета.

Примечание. С перечислением в штат прежняя служба сверхштатных преподавателей засчитывается им год за год.

 16. До истечения указанных в § 8 и 9 сроков преподаватели рабочих факультетов могут быть отчислены от должности с последующим представлением в управление профессионального образования Народного комиссариата просвещения на утверждение, с соблюдением Кодекса законов о труде издания 1922 года и коллективного договора Народного комиссариата просвещения с соответствующим профессиональным союзом:

а) по личному ходатайству;

б) по представлению предметных комиссий;

в) по постановлению президиума рабочего факультета;

г) по непосредственному распоряжению управления профессионального образования Народного комиссариата просвещения.

 

IV. Обеспечение преподавателей рабочих факультетов 

17. Штатные преподаватели рабочих факультетов, прослужившие в качестве преподавателей по учебной части иного ведомства не менее двадцати пяти лет или достигшие шестидесятипятилетнего возраста, имеют право после десятилетней службы на рабочем факультете на получение пожизненной пенсии в размере оклада, установленного для штатных преподавателей рабочих факультетов с автоматическим повышением пенсии по мере повышения тарифа.

18. В случае потери трудоспособности ранее достижения шестидесятипятилетнего возраста преподаватели, прослужившие не менее пятнадцати лет в качестве преподавателей, в том числе последние десять лет на рабочем факультете, имеют право получения пенсии в размере половины оклада, а прослужившие не менее двадцати лет (включая последние десять лет на рабочем факультете) – в размере полного оклада.

Примечание 1. Поименованные в § 17 и 18 лица, поступившие на службу на рабочем факультете до 1924 года включительно, по истечении пятилетней службы на рабочем факультете имеют право на получение пенсии в том же размере, как бы прослужившие десять лет.

Примечание 2. Выплата пенсий согласно настоящему Положению производится на основании особой инструкции для высших учебных заведений и рабочих факультетов, утверждаемой Советом Народных Комиссаров. 

19. В случае смерти указанных в § 17 и 18 лиц право на получение предоставленной пенсии приобретают члены их семей, состоящие на их иждивении, а равно нетрудоспособный супруг, в размере половины оклада, и каждое иное нетрудоспособное лицо, состоявшее на их иждивении – в размере одной четверти оклада, но в общей сложности не свыше полного оклада пенсии.

Примечание. Пенсия нетрудоспособным по малолетству выдается по достижении ими гражданского совершеннолетия, а прочим лицам – пожизненно.

 20. В случае состояния лиц, указанных в § 18 означенного Положения, на государственной, общественной или частной службе, выдача пенсий приостанавливается на все время пребывания их на службе, если получаемый заработок не менее размера назначенной пенсии.

 

 

Декрет СНК РСФСР о государственных стипендиях для студентов высших учебных заведений и рабочих факультетов. 6.11.1924 г.

 

Во изменение Положения о высших учебных заведениях от 3 июля 1922 года[12] (Собр. Узак., 1922, № 43, ст. 518), Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:

I. Ст. ст. 2, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32 и п. п. "а" и "б" ст. 35 названного Положения изложить в следующей редакции:

"10. Дела, касающиеся не всего высшего учебного заведения, а исключительно отдельных его факультетов, подлежат ведению деканатов факультетов под общим наблюдением и контролем правления высшего учебного заведения".

"11. Дела, касающиеся одной или нескольких родственных дисциплин, преподаваемых в высшем учебном заведении, подлежат ведению предметных комиссий или соответственных отделений или циклов под общим контролем и руководством деканата факультета".

"12. Предметную комиссию составляют все научные работники, как принимающие участие в преподавании соответствующих дисциплин, так и готовящиеся к научно-учебной деятельности по ним (последние – с правом совещательного голоса), а также представители студентов, выполняющих или же выполнивших учебный план по дисциплине данной предметной комиссии, в количестве, равном половине числа научных работников. Представители от студентов избираются на основании особой инструкции".

"14. Ведению предметных комиссий подлежат:

а) детальная разработка программ и методов преподавания и обсуждение результатов их применения;

б) предложение кандидатов на вакантные должности профессоров, преподавателей и научных сотрудников и отзывы о них".

"15. Все постановления предметных комиссий сообщаются немедленно деканату факультета и входят в силу, если не будут опротестованы им в недельный срок".

"17. По постановлению деканата соответствующего факультета, утверждаемому Главным комитетом профессионально-технического образования, на факультете могут быть образуемы отделения и циклы, соответствующие тому или иному из учебных планов. Там, где произошло образование отделения или цикла, в ведение их переходит совокупность дел, предоставленных ст. 14 компетенции предметных комиссий факультета, за которыми остается их предварительное обсуждение".

"18. Органами отделения и цикла являются учебные советы отделения и цикла, состоящие из всего преподавательского состава отделения или цикла, а также из представителей от студентов, выполняющих или выполнивших требования учебного плана отделения и цикла, в числе, равном половине всего преподавательского состава. Учебные советы отделения и цикла избирают бюро отделения и цикла в составе председателя и секретаря в порядке, предусмотренном ст. 13. Деятельность учебных советов отделений и циклов подчиняется правилам, установленным в ст. ст. 15 и 16 Положения".

"19. Органами факультета являются:

а) деканат;

б) учебный совет факультета".

"20. В состав учебного совета факультета входят:

а) деканат;

б) председатели предметных комиссий;

в) председатели бюро отделений и циклов;

г) представители научных работников факультета, избираемые на общем собрании всех профессоров, преподавателей и научных сотрудников каждой предметной комиссии, по одному на комиссию;

д) представители от студентов, избираемые общим собранием студентов факультетов в числе, равном числу предметных комиссий.

Кроме того, в учебный совет факультета имеют право посылать своих представителей с решающим голосом союз работников просвещения (по секции научных работников), межсоюзные профессиональные объединения (от профессиональных союзов, наиболее заинтересованных в работе факультета), заинтересованные ведомства и хозяйственные органы, областные и губернские отделы народного образования или народные комиссариаты просвещения автономных республик по принадлежности - по одному от перечисленных организаций.

Примечание. В тех случаях, когда в учебном совете факультета обсуждаются вопросы, касающиеся какой-либо кафедры, руководитель последней, если он не является членом учебного совета, обязательно участвует в обсуждении этого вопроса с правом решающего голоса".

"22. Учебный совет факультета, собираясь не реже одного раза в месяц:

а) вырабатывает общую программу деятельности факультета,

б) обсуждает вопросы, возникающие в результате осуществления этой программы,

в) координирует деятельность отделений, циклов и предметных комиссий,

г) дает отзывы по поводу кандидатов, рекомендуемых предметными комиссиями на должности профессоров, преподавателей и научных сотрудников, а также в случае надобности предлагает самостоятельно кандидатов на указанные должности.

Примечание. Постановления учебного совета с заключением деканата представляются на утверждение правления".

"24. Деканат факультета состоит из декана и двух членов деканата. Кандидаты на должность декана (из числа профессоров или самостоятельных преподавателей) и одного из членов деканата (из числа научных работников) намечаются учебным советом факультета. Кандидаты на должность третьего члена деканата намечаются студенческими организациями факультета. В случае несогласия правления с намеченными учебным советом кандидатами правление назначает деканат самостоятельно.

Члены деканата утверждаются Главным Комитетом профессионально-технического образования".

"25. Правление высшего учебного заведения может сверх указанных трех членов деканата факультета назначить еще одного или двух из лиц, входящих в состав учебного совета факультета, но не принадлежащих ни к составу научных работников, ни к составу слушателей. Общее число членов деканата не должно однако ни в коем случае превышать пяти".

"26. Деканат факультета:

а) руководит всей деятельностью факультета;

б) устанавливает перед началом каждого учебного года комплект студентов факультета, подлежащих принятию, представляя свои соображения через правление высшего учебного заведения на утверждение Главного комитета профессионально-технического образования;

в) составляет и представляет правлению высшего учебного заведения общую смету факультета и всех его учреждений;

г) назначает контрольные комиссии для проверки исполнения студентами факультета учебного плана".

"27. Декан единолично отвечает перед правлением за все, происходящее на факультете, и имеет право приостанавливать все постановления отделений, циклов и предметных комиссий, доводя об этом до сведения правления. В случае несогласия большинства деканата с деканом, деканат может обжаловать постановления декана в правление высшего учебного заведения, но не может приостанавливать приведения его в исполнение".

"29. Порядок формирования деканата и совета факультета социально-экономических наук, а равно их компетенции определяются особым положением".

"32. Правление высшего учебного заведения состоит из трех или пяти человек, и, в случае надобности, двух кандидатов к ним, назначаемых Народным комиссариатом просвещения. Профессора, преподаватели и научные сотрудники, студенчество, а также заинтересованные в работе высшего учебного заведения ведомства, профессиональные союзы, хозяйственные органы, областные и губернские исполнительные комитеты, а также губернские отделы народного образования, с обстоятельной мотивировкой представляют своих кандидатов на указанные должности через совет высшего учебного заведения, который дает о всех кандидатах свои отзывы".

"п. "а" ст. 35. Утверждает все постановления учебных советов и деканатов факультетов и имеет право отменять или изменять все постановления отделений, циклов и предметных комиссий".

"п. "б" ст. 35. Назначает директоров научно-исследовательских институтов, представляя соответствующие кандидатуры на утверждение государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения".

II. Дополнить ст. 24 Положения примечанием следующего содержания:

"Примечание. В факультетах, не имеющих отделений или циклов, деканат может состоять из пяти членов (трех научных работников и двух студентов)".

Дополнить ст. 30 Положения двумя примечаниями следующего содержания:

"Примечание 1. В однофакультетных высших учебных заведениях функции учебного совета возлагаются на совет высшего учебного заведения, функции же деканата присваиваются правлению".

"Примечание 2. Ведомства имеют право передоверять свое представительство в совете высшего учебного заведения и факультетов своим местным учреждениям, хозяйственным органам и предприятиям, теснее всего связанным с данным высшим учебным заведением".

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

А.И. РЫКОВ

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 


Декрет СНК РСФСР о государственных квалификационных комиссиях при высших учебных заведениях. 8.7.1925 г.

 

Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:

1. Установить, что окончившими высшие учебные заведения считаются лица, выполнившие все требования учебного плана соответствующей специальности, прошедшие установленный практический стаж[13] и защитившие квалификационную работу или проект.

2. Защита квалификационной работы или проекта происходит в образуемых при высших учебных заведениях государственных квалификационных комиссиях с участием представителей заинтересованных ведомств, хозяйственных органов и профессиональных союзов. Председатель квалификационной комиссии назначается Народным комиссариатом просвещения по соглашению с заинтересованными ведомствами.

3. В случае удовлетворительной защиты в подлежащей государственной квалификационной комиссии квалификационной работы или проекта лицом, оканчивающим высшее учебное заведение, последнему присуждается соответствующая его специальности квалификация согласно перечня, устанавливаемого Народным комиссариатом просвещения по соглашению с Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.

4. Поручить Народному комиссариату просвещения, совместно с заинтересованными ведомствами, в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего Постановления.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

А.И. РЫКОВ

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 


Постановление СНК РСФСР о поднятии квалификации оканчивающих высшие учебные заведения. 11.12.1925 г.

 

Стоящие перед нашей промышленностью, сельским хозяйством и государственным аппаратом громадные и сложные задачи социалистического строительства требуют для своего разрешения большой армии высококвалифицированных и достаточно компетентных специалистов.

Дело подготовки этих специалистов встречает целый ряд препятствий, коренящихся в тяжелых условиях жизни и работы высших учебных заведений. Хотя в самое последнее время в работе высших учебных заведений наметился, несомненно, определенный сдвиг к лучшему, тем не менее и теперь имеется налицо ряд препятствий, нарушающих нормальную и продуктивную работу высшей школы.

Главное препятствие, мешающее высшим учебным заведениям поставить на должную высоту дело подготовки специалистов, состоит в крайне слабом учебном оборудовании высших учебных заведений, которое за последние десять-двенадцать лет почти не обновлялось; это не дает возможности вести обучение студентов в соответствии с современными требованиями техники и науки. Далее, высшие учебные заведения страдают от недостаточной связи с производством (заводами, фабриками, сельским хозяйством), что в значительной степени объясняется доставшимся Советской власти от старого строя нерациональным районированием высших учебных заведений, от слабой подготовки поступавших в высшие учебные заведения, от недостатка научных работников (ряд пустующих кафедр[14]), от недостаточного финансирования и т.д.[15]

В целях улучшения дела подготовки специалистов необходимо энергичное проведение ряда мероприятий по усилению и улучшению советских высших учебных заведений и научных учреждений с тем, чтобы дело восстановления и развития нашего хозяйства на социалистических началах строилось на основе подготовки наших, советских, специалистов в нашей стране и в наших учебных заведениях. Приглашение специалистов из-за границы или посылка наших студентов и специалистов за границу должны рассматриваться лишь как меры дополнительного и второстепенного порядка.

В соответствии с изложенным Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:

1. Считать одной из самых важных задач в деле повышения уровня подготовки выпускаемых из высших учебных заведений специалистов поднятие оборудования высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов до уровня требований современной науки и техники, признать, что одновременно в тех же целях необходим ремонт и восстановление зданий высших учебных заведений.

2. Считать необходимым повышение уровня подготовки поступающих в высшие учебные заведения, для чего поручить Народному комиссариату просвещения разработать и провести систему мер, которые обеспечивали бы более высокую, чем теперь, общеобразовательную подготовку лиц, кончающих рабочие факультеты, школы второй ступени, техникумы и т.п., а также пересмотреть систему комплектования высших учебных заведений, учитывая, в частности, производственный стаж для поступающих в индустриально-технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

3. Считая, что разрешение в полном объеме вопроса о связи высших учебных заведений с производством невозможно без правильного районирования последних, требованиям которого не удовлетворяет некоторая часть ныне существующих высших учебных заведений, предложить Народному комиссариату просвещения при открытии новых высших учебных заведений учитывать по возможности следующие требования: во-первых, чтобы новые высшие учебные заведения открывались в тех промышленных и сельскохозяйственных районах, где имеются соответствующие фабрично-заводские и сельскохозяйственные предприятия, которые по своему оборудованию и организации могли бы являться не только объектом для изучения состояния народного хозяйства РСФСР, но и ознакомлять учащихся высших учебных заведений с рациональной организацией производства, и, во-вторых, чтобы места открытия новых высших учебных заведений избирались с учетом необходимости проведения правильного районирования высших учебных заведений, при котором каждое высшее учебное заведение могло бы действительно стать научным центром хозяйственной и культурной жизни соответствующего района.

4. Независимо от мероприятий, указанных в ст. 3, поручить Народному комиссариату просвещения совместно с заинтересованными народными комиссариатами провести ряд мер по связи высших учебных заведений с производством, каковая связь должна проявляться в следующих формах:

а) связь учебной работы студентов с соответствующей постоянной или периодической производственной практикой на протяжении учебного курса;

б) обслуживание высшим учебным заведением потребностей народного хозяйства и государственного аппарата, а также непосредственных нужд района, связанного с высшим учебным заведением.

5. Производственная практика студенчества должна быть организована таким образом, чтобы студент регулярно определенный период времени проводил на практической работе в соответствующих учреждениях или предприятиях, чередуя эту работу с занятиями в стенах высшего учебного заведения.

6. Установление производственной практики студентов должно найти свое отражение в учебных планах высших учебных заведений, причем вопросы организации производственной практики должны быть согласованы с вопросами организации экскурсий и экспедиций, а также работ в соответствующих мастерских и лабораториях данного высшего учебного заведения, самая же практика должна быть достаточно индивидуализирована для разных факультетов и циклов с учетом успешности студентов в выполнении учебного плана.

7. Учащимся, командируемым на предприятия и в советские учреждения для прохождения производственной практики, должна быть обеспечена полная возможность выполнения учебных задач, наряду с рациональным использованием их в производстве или государственном аппарате, для чего необходимо организованное вовлечение в руководство производственной практикой студентов инженерно-технического персонала предприятий, а также квалифицированных специалистов государственных учреждений.

8. В целях наибольшей согласованности интересов высших учебных заведений и интересов производства считать целесообразным обеспечение за отдельными высшими учебными заведениями и факультетами определенного постоянного количества мест для проведения производственной практики учащихся на определенных предприятиях. Проект организации связи между отдельными высшими учебными заведениями и соответствующими факультетами с одной стороны и отдельными предприятиями и учреждениями с другой стороны в области организации производственной практики должен быть разработан для отдельных видов профессионально-технического образования Народным комиссариатом просвещения совместно с заинтересованными народными комиссариатами.

9. Вместе с тем высшие учебные заведения должны поставить своей задачей обслуживание научно-технических нужд соответствующей отрасли хозяйства или государственного аппарата путем производства необходимых исследований, анализов, консультаций, вовлечения преподавательского состава и студенчества высших учебных заведений в работу этих органов, и, обратно, привлечение технического персонала предприятий и учреждений (инженеров, агрономов, врачей, экономистов, юристов и проч.) к делу преподавания. Высшие учебные заведения должны участвовать в пропаганде наиболее целесообразных методов производства и в постановке дела повышения квалификации работников этих предприятий и учреждений посредством организации конференций, повторительных курсов; квалификационные работы студентов должны находиться в максимальном соответствии с теми задачами, которые стоят перед промышленностью, сельским хозяйством и государственным строительством.

10. Неотъемлемой частью связи высших учебных заведений с практической жизнью является работа высших учебных заведений по оказанию населению своего района научно-технической помощи (внедрение санитарно-гигиенических знаний, агрономическая, юридическая помощь и т.п.). Осуществить это высшие учебные заведения могут путем организации курсов, устройства экскурсий, выставок, чтения лекций, выездов на места, создания популярной литературы и т.п.

При этом как предусмотренные ст. 9 задачи по обслуживанию нужд хозяйства и государственного аппарата, так и изложенные в настоящей статье задачи по оказанию помощи населению должны проводиться лишь в таких пределах, которые необходимы для осуществления непосредственной задачи высшего учебного заведения, т.е. подготовки квалифицированных специалистов.

11. Ввиду того, что надлежащая постановка дела подготовки научных работников является важнейшим моментом в деле повышения квалификации выпускаемых из высших учебных заведений, считать вполне своевременными и целесообразными те меры, которые в настоящее время проводятся Народным комиссариатом просвещения в отношении увеличения количества оставляемых при высших учебных заведениях для подготовки к научной и преподавательской деятельности.

12. Одновременно признать необходимым:

а) установление самой тесной связи между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами с тем, чтобы все научно-исследовательские институты были использованы для учебных целей высших учебных заведений;

б) установление связи и взаимного обслуживания между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями, находящимися в ведении других народных комиссариатов (Высший совет народного хозяйства, Народный комиссариат здравоохранения, Народный комиссариат земледелия и другие);

в) организацию в более или менее широких размерах командировок научных работников из хуже поставленных провинциальных высших учебных заведений в лучше поставленные в данный момент столичные высшие учебные заведения и научные учреждения и, обратно, организацию командировок научных работников из столичных высших учебных заведений в более или менее удовлетворительно поставленные провинциальные высшие учебные заведения;

г) правильную организацию командировок научных работников за границу для усовершенствования.

13. Исходя из того, что специалисты, выпущенные из высших учебных заведений в последние пять-шесть лет, не могли получить всей необходимой подготовки, признать целесообразной организацию специальных курсов по повышению квалификации для разных категорий специалистов, как выпущенных в эти годы, так и вообще выпущенных ранее из высших учебных заведений. Необходимые мероприятия должны быть проведены соответствующими народными комиссариатами совместно с Народным комиссариатом просвещения.

14. Считая, что в предстоящий период развития страны среднее и низшее профессионально-техническое образование будет иметь не менее важное значение, чем высшее образование, поручить Народному комиссариату просвещения и Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции РСФСР в двухмесячный срок внести на рассмотрение Совета Народных Комиссаров свои предложения по вопросу об улучшении постановки среднего и низшего профессионально-технического образования в РСФСР, согласовав предварительно эти предложения с заинтересованными ведомствами.

 

 

Декрет СНК РСФСР о порядке возмещения расходов, понесенных государством на содержание студентов-стипендиатов. 24.3.1926 г.

[1] Горбунов Николай Петрович (1892-1938) – советский государственный деятель и химик. С 1917 большевик. В мае-августе 1917 заведующий информационным бюро ВЦИК. В ноябре 1917 – декабре 1920 секретарь СНК и его председателя. Одновременно был председателем коллегии научно-технического отдела ВСНХ (1918-1919), уполномоченным РВС, начальником политотдела и членом РВС ряда армий (1919-1920). В 1920-1930 управляющий делами СНК РСФСР и СССР, одновременно был ректором Московского высшего технического училища (1923-1929) и занимал ряд других постов. С 1935 действительный член и непременный секретарь АН СССР. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда, в 1954 реабилитирован.[2] См. выше Законы о вузах. 1918-1922 гг.[3] Подразделение наркомата просвещения, ведавшее профессиональным образованием. Под разными названиями существовало в 1920-1930.[4] Предметные комиссии 1920-х гг. соответствуют совремнным кафедрам.[5] Аспирант (здесь) – кандидат.[6] На практике на рабфаки в основном принимали по направлениям партийных и комсомольских организаций.[7] Т.е. усвоения учебного плана.[8] См. следующий документ.[9] Т.е. РСФСР.[10] См. предыдущий документ.[11] См. выше.[12] См. выше Законы о вузах. 1918-1922 гг.[13] т.е. учебно-производственную практику.[14] Кафедра (здесь) – должность профессора.[15] Не указаны главные причины падения качестве высшего образования: быстрый рост числа вузов, а также коммунистические реформы, противоречащие основным принципам организации высшей школы.