Load document

Законы об едином сельскохозяйственном налоге. 1923-1924 гг.

 

Единый сельскохозяйственный налог был введен в соответствии с принципами нэпа. Он значительно упрощал и несколько уменьшал обложение крестьян. Он действовал до начала 1930-х гг.

Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об едином сельскохозяйственном налоге. 10.5.1923 г.

1. На население, занимающееся сельскохозяйственным промыслом, а также на коллективные и советские хозяйства устанавливается на 1923-1924 год единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, взимаемых в 1922-1923 году с населения, занимающегося сельским хозяйством, а именно, единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, единовременного налога на восстановление сельского хозяйства (общегражданского налога), и местных налогов, налагаемых советами народных комиссаров автономных республик, областными исполнительными комитетами, губернскими исполнительными комитетами и уездными исполнительными комитетами на сельское хозяйство.

Примечание 1. Волостные и сельские сборы могут производиться волостными и сельскими советами только на основании особого положения, точно предусматривающего те потребности волостного и сельского бюджета, которые могут покрываться местными волостными и сельскими сборами.

Примечание 2. Население, проживающее в городах и ведущее сельское хозяйство на пригородных землях, подлежит обложению сельскохозяйственным налогом согласно настоящему декрету и не освобождается от налогов, падающих на городское население. Пригородные хозяйства, не имеющие посева, но имеющие продуктивный или рабочий скот, облагаются на основании особого положения.

Примечание 3. Промысловая и торговая деятельность сельского населения подлежит установленному на промыслы и торговлю обложению.

Примечание 4. Единый сельскохозяйственный налог в районах кочевого скотоводства взимается согласно особого декрета. 

2. Обложение сельского хозяйства какими-либо дополнительными налогами, кроме единого сельскохозяйственного налога и волостных и сельских сборов согласно примечания 1 к ст. 1, воспрещается под страхом уголовной ответственности.

3. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется и выражается в весовой мере – пуде ржи (ржаной единице), а в районах преимущественного распространения пшеницы – в пуде пшеницы (пшеничной единице) и взимается натурой или деньгами, в порядке, установленном ст. ст. 9-13 настоящего декрета.

4. В губерниях, областях и автономных республиках (список которых при сем прилагается), где единый сельскохозяйственный налог взимается в чисто денежной форме, все работы по обложению, исчислению и сбору налога возлагаются на органы Народного комиссариата финансов, а в губерниях (список которых при сем прилагается) со смешанной формой налога – на органы Народного комиссариата продовольствия.

5. Размеры натуральной и денежной частей налога для каждой автономной республики, области и губернии со смешанной формой налога устанавливаются Народным комиссариатом финансов и Народным комиссариатом продовольствия и утверждаются Советом Народных Комиссаров одновременно с установлением разрядов урожайности.

6. В губерниях с чисто денежной формой налога, где по условиям реализации урожая сдача налога в денежной форме будет затруднительна для населения, Народному комиссариату финансов по ходатайствам советов народных комиссаров автономных республик, областных и губернских исполнительных комитетов предоставляется право взимать часть налога натурой, не создавая для этого самостоятельного аппарата, а используя имеющиеся государственные и кооперативные хлебо-заготовительные организации. Постановления Народного комиссариата финансов с ходатайствами губернских исполнительных комитетов могут быть обжалованы последними в Совет Народных Комиссаров.

7. В губерниях со смешанной формой налога, где по условиям реализации урожая окажется необходимым изменить установленное ст. 5 процентное соотношение натуральной и денежной частей налога, право такого изменения предоставляется Народному комиссариату продовольствия совместно с Народным комиссариатом финансов.

8. Для каждого уезда размеры натуральной и денежной частей налога устанавливаются по представлению соответствующих налоговых комиссий (ст. 23) советами народных комиссаров автономных республик, областными исполнительными комитетами и губернскими исполнительными комитетами, а для волостей – уездными исполнительными комитетами, но с тем, чтобы установленные для республик, областей и губерний Советом Народных Комиссаров размеры натуральной и денежной частей в общем итоге не были в своих соотношениях изменены.

9. Каждому налогоплательщику предоставляется право уплачивать причитающуюся с него натуральную часть налога деньгами полностью или частично в сроки, установленные для сдачи причитающейся натуральной части налога.

10. Натуральная часть налога оплачивается хлебными и зерновыми продуктами.

Примечание. В случае необходимости обеспечить план государственного снабжения мясом и маслом Народному комиссариату продовольствия по соглашению с Народным комиссариатом финансов разрешается в районах со значительным развитием скотоводства или культур масличных семян устанавливать сдачу в этих районах мяса и масличных семян.

11. Эквиваленты замены одного пуда ржи или пшеницы другими продуктами или культурами устанавливаются Народным комиссариатом продовольствия и Народным комиссариатом финансов совместно с Народным комиссариатом земледелия и Центральным статистическим управлением не позднее 15-го августа.

12. Эквиваленты оплаты ржаной или пшеничной единицы деньгами устанавливаются и пересматриваются Народным комиссариатом финансов и Народным комиссариатом продовольствия совместно с Народным комиссариатом земледелия и Центральным статистическим управлением для губерний, областей и республик, а в случае необходимости и для отдельных частей губернии.

13. При определении размеров налога учитывается:

а) количество в хозяйстве пашни и сенокоса (в переводе последнего на пашню);

б) количество едоков в хозяйстве;

в) количество в хозяйстве взрослого рабочего и взрослого крупного рогатого скота;

г) урожайность хлебов и трав на десятину.

В соответствии с этим для определения суммы налога с каждого хозяйства, в зависимости от его мощности и платежеспособности, устанавливаются:

а) девять групп хозяйств по количеству пахотно-сенокосной земли на едока в хозяйстве;

б) четыре группы хозяйств по количеству голов скота в хозяйстве в переводе на крупный рогатый скот, и

в) одиннадцать разрядов урожайности, начиная с двадцати пяти пудов и менее с десятины, согласно прилагаемой таблице ставок налога.

Примечание 1. Состав облагаемой площади определяется:

а) площадью пашни, занятой яровыми и озимыми полями, паром, толокой и посевами трав, приусадебными землями и одворицами;

б) площадью заливных и незаливных сенокосов, и

в) в районах залежного и переложного хозяйства площадь облагаемой земли определяется в размере удвоенной площади посева полевых и приусадебных культур.

Примечание 2. Учету при обложении подлежит рабочий скот в рабочем возрасте (лошади, волы, верблюды, ослы) и крупный рогатый скот старше 1 1/2 лет; племенные и одобренные до 1-го апреля 1923 года в установленном порядке производители учету при обложении не подлежат.

Примечание 3. Погубернские и областные нормы перевода сенокоса в пашню и рабочего скота в крупный рогатый скот устанавливаются Народным комиссариатом продовольствия и Народным комиссариатом финансов по соглашению с Народным комиссариатом земледелия и Центральным статистическим управлением. 

14. Разряды урожайности для каждой губернии, области и автономной республики устанавливаются после выявления действительных видов на урожай, но не позднее 15-го августа, Центральным статистическим управлением совместно с Народным комиссариатом продовольствия, Народным комиссариатом финансов и Народный комиссариатом земледелия и представляются за утверждение Совета Народных Комиссаров. Для каждого уезда разряды урожайности устанавливаются советами народных комиссаров автономных республик, областными исполнительными комитетами и губернскими исполнительными комитетами по представлениям налоговых комиссий (ст. 23), а по волостям – уездными исполнительными комитетами и губернскими исполнительными комитетами комиссий, но с таким расчетом, чтобы сумма налога автономных республик областей, губерний и уездов не была в общем итоге понижена.

Примечание. Предоставляется право советам народных комиссаров автономных республик, областным исполнительным комитетам и губернским исполнительным комитетам при особой пестроте урожая разрешать уездным исполнительным комитетам устанавливать особые разряды урожайности и для селений. 

15. В целях поощрения наиболее выгодных для государства культур и улучшенных приемов ведения хозяйства, устанавливаются следующие льготы:

1) полностью освобождаются от налога площади, занятые:

а) культурой семян посевных трав, корнеплодов и улучшенных пород других растений, в порядке особых инструкций, издаваемых Народным комиссариатом продовольствия, Народным комиссариатом финансов и Народным комиссариатом земледелия по соглашению;

б) посевами хлопка;

2) площади, занятые посевами, имеющими опытно-показательный характер, принадлежащие опытным селекционным животноводческим и т.п. станциям, а также опытно-показательные хозяйства сельско-хозяйственных учебных и научных заведений, освобождаются от налога, согласно особого списка, установляемого Народным комиссариатом продовольствия, Народным комиссариатом финансов и Народным комиссариатом земледелия по соглашению;

3) хозяйства, произведшие в 1920-1922 годах значительные оросительные, осушительные и песчано-овражные работы, освобождаются от 10 % налога, падающего на мелиорированную площадь, в порядке инструкции, издаваемой Народным комиссариатом продовольствия, Народным комиссариатом финансов по соглашению с Народным комиссариатом земледелия. Неудобные земли, не входящие в настоящее время в состав облагаемой площади, в случае их мелиорации не включаются в обложение в течение трех лет после окончания работы;

4) хозяйства переселенцев пользуются льготами, указанными в ст. ст. 1 и 2 декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 20 июля 1922 года (Собр. Узак., 1922, № 46, ст. 567).

Примечание. Льготы по ст. 3 декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 20 июля 1922 года отменяются. 

16. В целях поднятия сельского хозяйства и поощрения улучшенных приемов хозяйствования, доступных массам крестьянства (ранние пары, вспашка под зябь, развитие технических и трудоемких культур, рационализация животноводства и т.п.), предоставляется советам народных комиссаров автономных республик, областным исполнительным комитетам и губернским исполнительным комитетам, по ходатайствам земельных органов премировать как отдельные коллективы, так и хозяйства целых волостей, районов и уездов в форме скидки определенного процента с налога, но с таким расчетом, чтобы общая сумма скидки не превышала одного процента общей суммы налога. Установление процента и порядок премирования по республикам, областям и губерниям определяется особой инструкцией, составляемой Народным комиссариатом финансов, Народным комиссариатом продовольствия и Народным комиссариатом земледелия.

17. В губерниях, признанных полностью голодающими в 1921 году постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, налогоплательщики освобождаются от 20 % причитающегося с них налога, при урожае ниже среднего, и от 10 % – при среднем урожае.

18. В целях облегчения уплаты налога семьям, члены коих находятся на действительной службе в Красной армии и флоте, предоставляются следующие льготы:

а) при учете едоков в хозяйстве для исчисления налога, причитающегося с их хозяйства, зачисляются в число едоков семьи все состоящие на службе красноармейцы, причем курсанты и лица командного состава до командира батальона включительно принимаются за два едока каждый;

б) семьи лиц, состоящих на службе в Красной армии и флоте, не имеющие в своем составе трудоспособных членов мужского пола, освобождаются от уплаты всего причитающегося с них налога, если на их хозяйства приходится облагаемой площади 2 1/2 десятины и менее;

в) семьи лиц, состоящих на службе в Красной армии и флоте, имеющие облагаемой площади 1 1/2 и менее десятины на хозяйство, освобождаются от 3/4 налога;

г) семья инвалидов гражданской войны, семьи красноармейцев, находящихся в плену, и семьи милиционеров пользуются теми-же льготами по налогу, которыми пользуются и семьи красноармейцев, состоящих на действительной службе (п. п. "а", "б" и "в" настоящей статьи).

19. В целях поощрения полезной деятельности крестьянских комитетов обществ взаимопомощи, общественные запашки из волостного фонда, используемые комитетами, освобождаются от налога.

20. Для удовлетворения местных расходов (содержание школ, больниц, дорог, мостов и пр.), предусмотренных Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о расходах, подлежащих отнесению на местные денежные средства от 31 августа 1922 года (Собр. Узак., 1922, № 56, ст. 711) и позднейших законоположений, устанавливается процентное отчисление с исчисленного оклада налога с каждого отдельного хозяйства.

21. Размеры процентного отчисления на местные нужды устанавливаются для каждой автономной республики, области и губернии по представлениям советов народных комиссаров автономных республик, областных исполнительных комитетов и губернских исполнительных комитетов Народным комиссариатом финансов, Народным комиссариатом продовольствия и Народным комиссариатом внутренних дел по соглашению и утверждаются Советом Народных Комиссаров.

22. Процентные отчисления для удовлетворения местных нужд передаются советам народных комиссаров автономных республик, областным исполнительным комитетам и губернским исполнительным комитетам в порядке и в сроки, устанавливаемые Народным комиссариатом финансов по соглашению с Народным комиссариатом продовольствия.

23. В целях достижения максимального единства и согласования налоговой работы на местах, при исполнительных органах автономных республик, областей и губерний организуются налоговые комиссии, в составе представителей: продовольственных комитетов, финансовых отделов, статистических бюро, земельных управлений, а при уездных исполнительных комитетах – уездные налоговые комиссии в составе представителей тех-же уездных органов; на обязанности комиссий лежит предварительное рассмотрение и представление на утверждение соответствующих органов:

а) уездных и волостных разрядов урожайности;

б) уездных и волостных размеров денежной и натуральной частей налога;

в) вопросов применения льгот при уплате налога, и

г) рассмотрение жалоб.

24. Составление поселенных налоговых списков с установлением для каждого хозяйства объектов и признаков обложения единым сельскохозяйственным налогом (пашни, посевов, сенокоса, едоков, скота), производится волостными исполнительными комитетами и сельскими советами в срок до 1-го июня, а в районах залежного и переложного хозяйства до 15-го июня 1923 года. После утверждения Советом Народных Комиссаров разрядов урожайности по губерниям, а советами народных комиссаров автономных республик, областными исполнительными комитетами, губернскими исполнительными комитетами и уездными исполнительными комитетами по уездам и волостям, волостные исполнительные комитеты заканчивают налоговые списки, занося в них сумму причитающегося с каждого хозяйства налога, исчисленную согласно приложенной к ст. 13 таблице ставок налога с одной десятины облагаемой земли, и выдавая плательщикам установленные окладные листы.

25. Ответственность за правильность и своевременность установления облагаемых площадей, количества едоков и скота в каждом хозяйстве, за правильность исчисления размеров налога, за своевременность составления поселенных списков и окладных листов, а также за своевременное и полное взимание налога, возлагается на волостные исполнительные комитеты и сельские советы.

26. Плательщики обязаны приступить к сдаче налога тотчас-же после уборки урожая и предъявления им окладных листов. Сдача производится в несколько сроков. Эти сроки для сдачи налога деньгами и натурой устанавливаются Народным комиссариатом продовольствия и Народным комиссариатом финансов по соглашению с Народным комиссариатом земледелия и Центральным статистическим управлением и публикуются не позднее 15-го августа.

27. Граждане, не уплатившие налога, несут личную и имущественную ответственность в судебном и административном порядке. На неуплаченную в установленные сроки часть налога начисляется пеня.

28. Жалобы и заявления на неправильность учета объектов и признаков обложения и неправильное отнесение к тому или другому разряду урожайности, а также на неправильное исчисление и взимание налога, вносятся через налоговую инспектуру в уездный финансовый отдел или уездный продовольственный комитет по принадлежности и представляются последними со своими заключениями на разрешение уездных налоговых комиссий (ст. 24). Жалобы на решения уездных налоговых комиссий направляются через уездные финансовые отделы или уездные продовольственные комитеты в губернские и областные финансовые отделы или народные комиссариаты финансов автономных республик или в губернские и областные продовольственные комитеты и народные комиссариаты продовольствия автономных республик по принадлежности и последними передаются на разрешение налоговых комиссий. Подача жалоб взыскания налога не приостанавливает.

Примечание. Заявления на неправильное отнесение к тому или иному разряду урожайности могут быть приносимы только волостными исполнительными комитетами или сельскими советами, но не отдельными плательщиками.

29. Исполнение настоящего декрета возлагается на Народный комиссариат продовольствия и Народный комиссариат финансов, которым предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

30. Порядок привлечения к ответственности за нарушение настоящего декрета определяется инструкцией, издаваемой совместно Народным комиссариатом юстиции, Народным комиссариатом продовольствия и Народным комиссариатом финансов.

31. Настоящий декрет входит в силу со дня опубликования.

 

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М. КАЛИНИН

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

Л. КАМЕНЕВ

 

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

Т. САПРОНОВ 

 


Приложение 1.

Список губерний, областей и автономных республик, в которых установлена денежная форма налога 

Архангельская губерния

Зырянская[1] Автономная Область

Северо-Двинская губерния

Вологодская -"-

Карельская трудовая коммуна

Петроградская губерния

Череповецкая -"-

Новгородская -"-

Псковская -"-

Витебская -"-

Костромская -"-

Иваново-Вознесенская губерния

Ярославская -"-

Владимирская -"-

Нижегородская -"-

Московская -"-

Тверская -"-

Калужская -"-

Брянская -"-

Пермская -"-

Екатеринославская -"-

Челябинская -"-

Тюменская губерния

Астраханская -"-

Калмыцкая Автономная Область

Карачаевская Автономная Область

Кабардинская Автономная Область

Чеченская Автономная Область

Дагестанская Социалистическая Советская Республика

Горская Социалистическая Советская Республика

Иркутская губерния

Монголо-Бурятская Автономная Область

Ойратская Автономная Область

Дальне-Восточная Область

Якутская Автономная Республика

Букеевская губерния, ┌ Киргизской Автономной Социалистической

Адаевский уезд └ Советской Республики

Туркестанская Автономная Социалистическая Советская Республика

 

Список губерний, областей и автономных республик, в которых установлена смешанная форма налога 

Гомельская губерния

Смоленская -"-

Курская -"-

Воронежская -"-

Рязанская -"-

Тульская -"-

Тамбовская -"-

Орловская -"-

Пензенская -"-

Симбирская -"-

Самарская -"-

<...> -"-

Область немцев Поволжья

Царицынская губерния

Марийская Автономная Область

Чувашская Автономная Область

Башкирская Автономная Социалистическая Советская Республика

Татарская Автономная Социалистическая Советская Республика

Вятская губерния

Вотская Автономная Область

Крымская Социалистическая Советская Республика

Ставропольская губерния

Кубано-Черноморская губерния

Терская губерния

Донская область

Адыгейская Автономная Область

Омская губерния

Алтайская губерния

Енисейская -"-

Томская -"-

Ново-Николаевская губерния

Киргизская Автономная Социалистическая Советская Республика в составе

следующих губерний:

Оренбургская губерния

Актюбинская -"-

Кустанайская -"-

Уральская -"-

Акмолинская -"-

Семипалатинская -"-

 


Положение о едином сельскохозяйственном налоге. 30.4.1924 гг.[2] 

 

I. Общие положения 

1. Обложению единым сельскохозяйственным налогом подлежат занимающееся сельским хозяйством население, а также коллективные и советские хозяйства.

2. Плательщики единого сельскохозяйственного налога не облагаются никакими иными падающими на сельское хозяйство налогами или сборами, за исключением надбавки на местные нужды, взимаемой в порядке ст. ст. 19-23 настоящего Положения, и платежей по обязательному окладному страхованию.

Примечание 1. Доходы сельского населения от торговли, промышленности и других источников, не связанных с сельским хозяйством, подлежат в общем порядке обложению, установленному на промыслы, торговлю и доходы.

Примечание 2. Население, проживающее в городах и ведущее сельское хозяйство на землях, не входящих в черту города, подлежит обложению сельско-хозяйственным налогом, согласно настоящему Положению, и не освобождается от налогов, падающих на городское население. 

3. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется в золотых рублях и взимается деньгами.

 

II. Предметы обложения 

4. Налог исчисляется и взимается с каждого отдельного хозяйства по количеству принадлежащей ему по праву трудового пользования и арендуемой земли, а также по количеству рабочего и крупного рогатого скота.

Примечание. В Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике, Киргизской, Туркестанской, Крымской, Дагестанской и Горской А.С.С.Р., автономных областях: Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Чеченской и Калмыцкой, в Астраханской губернии и в беспосевных скотоводческих хозяйствах Сибири, Дальневосточной области и Монголо-Бурятской Автономной Социалистической Советской Республики обложению подлежат также овцы и козы. 

5. За единицу обложения единым сельскохозяйственным налогом принимается десятина пашни.

Облагаемый скот в хозяйстве приравнивается к пашне по соответствующим нормам (коэффициентам) пересчета, согласно ст. 8 настоящего Положения, и полученное путем такого перечисления количество десятин прибавляется к числу десятин облагаемой земли в хозяйстве.

Примечание 1. Советам народных комиссаров Туркестанской, Киргизской, Монголо-Бурятской и Якутской Автономных Социалистических Советских Республик, областным исполнительным комитетам автономных областей: Калмыцкой, Адыгейской, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской, областным исполнительным комитетам Донской и Кубано-Черноморской областей, губернским исполнительным комитетам Ставропольской и Терской губерний, а также губерний Сибири и Дальне-Восточной области предоставляется право в местностях с преобладанием залежной формы земледелия за единицу обложения принимать не десятину пашни, а десятину фактического посева.

Примечание 2. В беспосевных скотоводческих хозяйствах Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, Туркестанской, Киргизской, Крымской, Монголо-Бурятской, Горской, Дагестанской Автономных Социалистических Советских Республик, автономных областей: Калмыцкой, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Чеченской, губерний Сибири и Дальневосточной области, а также Астраханской губернии за единицу обложения принимается одна голова крупного рогатого скота.

Примечание 3. В остальных районах Союза С.С.Р. хозяйства, не имеющие облагаемой земли, при наличии рабочего и крупного рогатого скота облагаются на общих основаниях путем приравнения скота к пашне (или посеву). 

6. В состав облагаемой земли включаются:

а) площадь пашни, занятая яровыми и озимыми полями, паром, толокой, посевами трав, риса, хлопка и других технических растений;

б) сады, огороды, виноградники, ореховые, чайные и другие культурные насаждения, приусадебные земли и одворицы;

в) площадь заливных и незаливных сенокосов.

Примечание. В местностях, перечисленных в примечании 1 к ст. 5, облагаемых по посеву, к площади посева прибавляются все перечисленные в п. "б" настоящей статьи площади, а также используемые хозяйством сенокосные угодья.

 7. В состав облагаемого скота включаются лошади, волы, верблюды, ослы и мулы в возрасте старше трех лет (в Сибири и Киргизии – старше четырех лет) и крупный рогатый скот, за исключением волов старше полутора лет (к 1-му апреля года, предшествующего окладному), а в районах, перечисленных в примечании к ст. 4, также перезимовавшие овцы и козы.

8. В зависимости от доходности сенокосов и скота по сравнению с пашней устанавливаются для отдельных республик, областей и губерний различные нормы (коэффициенты) пересчета в пашню:

а) заливных и незаливных сенокосов; б) облагаемого скота согласно прилагаемым таблицам[3].

При обложении беспосевных скотоводческих хозяйств районов, перечисленных в примечании 2 к ст. 5, к одной голове крупного рогатого скота приравниваются: одна лошадь, один верблюд, один мул, два осла, три овцы и три козы.

Примечание 1. В местностях, перечисленных в примечании 1 к ст. 5, облагаемых по посеву, нормы пересчета устанавливаются применительно к десятине посева, а не пашни.

Примечание 2. Советам народных комиссаров союзных республик предоставляется право вводить специальные нормы (коэффициенты) пересчета в пашню садов, виноградников и других культурных насаждений. Совету Народных Комиссаров Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики предоставляется право устанавливать нормы пересчета неполивных земель в поливные.

Примечание 3. Для губерний Украинской С.С.Р., для Белорусской С.С.Р. и для Дальневосточной области нормы пересчета скота и сенокосов в пашню (посев) устанавливаются советами народных комиссаров Украинской и Белорусской С.С.Р. и Революционным комитетом Дальневосточной области по принадлежности и представляются на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

 9. Советы Народных Комиссаров Белорусской С.С.Р., Закавказской С.Ф.С.Р. и входящих в нее республик, а равно автономных республик, областные, губернские, окружные и уездные исполнительные комитеты могут изменять для отдельных входящих в их состав административно-территориальных единиц установленные нормы пересчета сенокосов и скота с таким расчетом, чтобы общее количество облагаемой земли и скота, выраженное в десятинах пашни, а в районах с обложением по посеву – в десятинах посева, по республике, области, губернии, уезду или округу (по принадлежности) не изменялось.

 

III. Обложение единоличных и коллективных хозяйств 

10. Сумма налога по каждому хозяйству определяется по количеству имеющихся у него облагаемых земли и скота, выраженных в десятинах пашни (или посева), в зависимости от количества едоков в хозяйстве. Ставки налога на данный окладной год устанавливаются по районам в зависимости от урожая текущего года и состояния сельского хозяйства, на основании чего данный район относится к тому или иному разряду по обложению (ст. ст. 14 и 15).

Примечание. Сумма налога по беспосевным скотоводческим хозяйствам в районах, перечисленных в примечании 2 к ст. 5, определяется в зависимости от количества в хозяйстве скота в пересчете его на крупный рогатый скот.

 11. Для обложения имеющихся в каждом хозяйстве земли и скота устанавливаются три различных ставки с десятины в зависимости от приходящегося на едока количества облагаемой земли и скота, выраженных в десятинах пашни (посева):

а) по первой – наименьшей ставке на десятину облагается первая наименьшая доля облагаемой земли на едока в хозяйстве;

б) по второй – средней ставке на десятину облагается излишек земли сверх обложенной по первой ставке до установленного предела на едока в хозяйстве;

в) по третьей – наивысшей ставке на десятину облагается остальной излишек сверх обложенных первой и второй ставками.

Нормы землеобеспеченности на едока, облагаемые по первой, второй и третьей ставкам, указаны в таблицах ставок, приложенных к ст. 14[4].

Примечание 1. Для Архангельской губернии, Зырянской автономной области и Карельской А.С.С.Р. устанавливаются две ставки с десятины в зависимости от землеобеспеченности на едока в хозяйстве.

Примечание 2. Для губерний Украинской С.С.Р., для Белорусской С.С.Р. и Дальневосточной области число ставок и нормы землеобеспеченности на едока устанавливаются советами народных комиссаров Украинской С.С.Р. и Белорусской С.С.Р. и Революционным комитетом Дальневосточной области по принадлежности и представляются на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. 

12. В Закавказской С.Ф.С.Р. и Туркестанской А.С.С.Р. ставки налога устанавливаются в зависимости от количества облагаемой земли, приходящейся на хозяйство в целом. Число ставок и нормы земли на хозяйство, облагаемой по каждой ставке, устанавливаются советами народных комиссаров этих республик и представляются на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

13. Для обложения беспосевных скотоводческих хозяйств в районах, перечисленных в примечании 2 к ст. 5, устанавливаются три ставки налога (на голову крупного рогатого скота) в зависимости от количества облагаемых единиц скота, приходящихся на хозяйство.

По первой ставке облагается до пяти голов скота, по второй – излишек сверх пяти до десяти голов и по третьей ставке (наивысшей) – весь остальной скот в хозяйстве сверх десяти голов в пересчете на крупный рогатый скот.

14. Для различных районов Союза С.С.Р. устанавливаются различные ставки налога на облагаемую десятину пашни (посева), а в беспосевных скотоводческих хозяйствах районов, перечисленных в примечании 2 к ст. 5, различные ставки налога на одну голову крупного рогатого скота, согласно прилагаемым порайонным таблицам ставок (приложение 4-е[5]).

Примечание. Для губерний Украинской С.С.Р., Белорусской С.С.Р., Закавказской С.Ф.С.Р., Туркестанской А.С.С.Р. и Дальневосточной области размеры ставок налога устанавливаются советами народных комиссаров упомянутых республик и Революционным комитетом Дальневосточной области по принадлежности и представляются на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

 15. Отнесение республик, областей и губерний к тому или иному разряду по обложению производится после выявления видов на урожай хлебов и трав в текущем году и в соответствии с конъюнктурой (состоянием) сельского хозяйства не позднее 15-го августа советами народных комиссаров союзных республик и утверждается Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

16. В целях наибольшего приближения ставок налога к местным хозяйственным особенностям советам народных комиссаров республик, не имеющих губернского деления, областным и губернским исполнительным комитетам предоставляется право применять для отдельных уездов и волостей (или соответствующих им административно-территориальных единиц) и другие из установленных настоящим Положением районных таблиц ставок, а также изменять по уездам и волостям установленные разряды по обложению с тем, чтобы общая сумма налога, исчисленного по ставкам и разряду по обложению, установленному для республики, области или губернии, не изменилась.

Примечание. Уездным и соответствующим им исполнительным комитетам предоставляется право при особо пестром урожае устанавливать разряды обложения и для селений.

 

IV. Обложение советских хозяйств 

17. Государственные и приписные к учреждениям и предприятиям хозяйства (советские хозяйства) облагаются по средней ставке налога на десятину облагаемой земли, исчисленной для единоличных хозяйств губернии (или соответствующей ей административно-территориальной единицы). Средняя ставка определяется делением общей суммы налога с единоличных хозяйств, исчисленного в порядке раздела III настоящего Положения, на общее количество облагаемых десятин земли (включая число десятин, в которых выражено количество облагаемого скота) в единоличных хозяйствах республики, области или губернии.

18. В районах, где единицей обложения является десятина пашни, в состав облагаемой пахотной земли советских хозяйств включаются лишь фактически используемые в текущем году земельные угодья, т.е. озимое и яровое поле и площадь пара, предназначенная для засева ближайшей осенью или весной. Все остальные земельные угодья (сады, огороды, сенокосы и приусадебные земли) включаются в обложение на общих основаниях.

 

V. Надбавка к единому сельскохозяйственному налогу на местные нужды 

19. Для покрытия расходов, отнесенных на местные нужды автономных республик, не имеющих губернского деления, областей, губерний, округов, уездов, районов и волостей (на содержание учреждений местного значения, школ, больниц, дорог, мостов и прочие расходы, предусмотренные Временным Положением о местных финансах, утвержденным Центральным Исполнительным Комитетом Союза С.С.Р. 12 ноября 1923 г. - Собр. Узак., 1923, № 111 - 112, ст. 1045, и дополнениями к нему), устанавливается процентная надбавка к ставкам налога, предусмотренным настоящим Положением.

20. Предельный размер общей суммы процентной надбавки на местные нужды устанавливается Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р. для каждой союзной республики.

Советы народных комиссаров союзных республик в этих пределах устанавливают и представляют на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. предельный процент надбавки для автономных республик, не имеющих губернского деления, областей и губерний.

21. Советы народных комиссаров автономных республик, не имеющих губернского деления, областные и губернские исполнительные комитеты имеют право изменять процент надбавки для отдельных округов, уездов, волостей и соответствующих им административных единиц с тем, чтобы общая сумма надбавки по республике, области или губернии не превышала утвержденного Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р. процента.

22. Распределение местной надбавки между бюджетами автономных республик, областными, губернскими, окружными, уездными, волостными и соответствующими им бюджетами производится в порядке, установленном Временным Положением о местных финансах.

23. Надбавка для удовлетворения местных нужд исчисляется для каждого отдельного хозяйства одновременно с основным налогом и заносится в окладной лист плательщика. Надбавка взыскивается одновременно с основным налогом и поступает в государственную кассу одной общей суммой. Взысканная надбавка передается в местные средства в порядке, устанавливаемом Народным комиссариатом финансов Союза С.С.Р. и утверждаемом Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р., и в сроки, установленные таким же образом.

 

VI. Льготы по единому сельскохозяйственному налогу 

24. В целях подъема сельского хозяйства, поощрения улучшенных приемов хозяйствования, разведения ценных культур и введения земельных улучшений при взимании налога и надбавки к нему на местные нужды применяются следующие льготы:

А. Полностью освобождаются от сельскохозяйственного обложения:

а) площади, занятые культурами на семена: посевных трав, корнеплодов и улучшенных пород других растений;

б) площади вновь закладываемых плодовых и виноградных питомников в течение первых четырех лет с момента закладки;

в) новые плодовые насаждения, не достигшие предельного возраста, устанавливаемого по каждой союзной республике Народным Комиссариатом Финансов по соглашению с народным комиссариатом земледелия данной республики;

г) площади, занятые помологическими садами, по особым спискам, устанавливаемым Народным комиссариатом финансов Союза С.С.Р. по соглашению с народными комиссариатами земледелия соответствующих республик;

д) площади вновь закладываемых виноградников и виноградников, омолаживаемых срезыванием под черную головку, в течение пяти лет после закладки и пяти лет после омолаживания; площади виноградников, разводимых на сыпучих песках и каменистых почвах, не пригодных для иной сельскохозяйственной культуры, в течение первых десяти лет после посадки саженков;

е) площади вновь закладываемых хмельников – в течение одного года после закладки;

ж) луговые участки, выделяемые из общественного фонда для производителей, используемых для общественной случки, в пределах до трех десятин на голову.

Б. Учету при обложении не подлежат:

а) все быки-производители и одобренные в установленном порядке производители-жеребцы при условии их использования в случных кампаниях в соответствии с правилами, издаваемыми подлежащими народными комиссариатами земледелия и их органами;

б) все племенные сельскохозяйственные животные, зарегистрированные земельными органами в установленном порядке до 1-го апреля года, предшествующего окладному.

В. Неудобные земли, не входившие в предыдущем окладном году в состав облагаемой площади, в случае их мелиорации, а также земли искусственно увлажненные, обвалованные и осушенные, не входившие в состав облагаемой площади, не подлежат обложению в течение трех лет после окончания на них мелиоративных работ, произведенных за счет землепользователей.

Г. Заболоченные сенокосы, входившие в предыдущем окладном году в состав облагаемой площади, в случае улучшения их применением культурно-технических работ освобождаются от налога на один год.

Д. Хозяйства, производившие в 1921-1923 годах значительные оросительные, осушительные и песчано-овражные работы, а также устроившие для своих хозяйств артезианские и глубокие грунтовые (свыше двадцати сажен) колодцы, освобождаются от десятипроцентного налога, падающего на мелиорированную и обслуживаемую колодцами площадь, в порядке инструкции, издаваемой Народным комиссариатом финансов Союза С.С.Р. по соглашению с народными комиссариатами земледелия соответствующих республик.

Е. Общественные запашки, произведенные в целях образования неприкосновенных семенных запасов (фондов), освобождаются от налога в порядке инструкции, издаваемой Народным комиссариатом финансов Союза С.С.Р. по соглашению с народными комиссариатами земледелия союзных республик.

Ж. Освобождаются от обложения хозяйства переселенцев, водворяющихся в порядке правил о землеустройстве и переселении на новые места, где устройство хозяйства требует со стороны земледельцев производства раскорчевок и других мелиораций по подготовке культурных земель, в течение пяти лет по водворении на новых местах. Равным образом освобождаются от обложения хозяйства переселенцев и расселенцев, водворяющихся на новых местах в лесостепных и степных районах, где устройство хозяйства требует разработки целинных земель, в течение первых трех лет по водворении.

З. Освобождаются от обложения:

а) опытные и опытно-показательные хозяйства сельско-хозяйственных учебных и научных заведений согласно особым спискам, устанавливаемым Народным комиссариатом финансов Союза С.С.Р. по соглашению с народными комиссариатами земледелия и народными комиссариатами просвещения соответствующих республик;

б) земельные участки, принадлежащие находящимся на государственном и местном бюджетах опытным и опытно-показательным селекционным, семенным и животноводческим станциям, племенным хозяйствам и конским заводам, по спискам, устанавливаемым по соглашению Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. с народными комиссариатами земледелия соответствующих республик;

в) площади опытно-показательных участков агрономической организации по спискам, устанавливаемым губернскими (и соответствующими им) финансовыми органами по соглашению с подлежащими земельными органами;

г) не сданные в аренду площади посевов советских хозяйств, имеющие опытный или опытно-показательный характер, по спискам, утверждаемым Народным комиссариатом финансов Союза С.С.Р. по соглашению с народными комиссариатами земледелия соответствующих республик.

И. Советам народных комиссаров союзных республик предоставляется право устанавливать премирование сельскохозяйственных улучшений, проводимых волостями, селениями, земельными обществами, кооперативами и другими объединениями населения, в форме скидок с налога и выдачи премий с таким расчетом, чтобы общая сумма премии по республике не превышала одного процента общей суммы налога.

Примечание. Льготы, предусмотренные п. "И", применяются и к тем общественным организациям, которые применяют для сельскохозяйственных работ, обработки сельскохозяйственных продуктов, кустарной промышленности и культурных нужд электрическую энергию. 

25. В целях облегчения беднейшему крестьянству возможности восстановить и улучшить свое хозяйство устанавливаются следующие льготы:

А. Совершенно освобождаются от налога и надбавки к нему на местные нужды:

а) все хозяйства, не имеющие облагаемого скота, если в этих хозяйствах имеется не более трех четвертей десятины облагаемой земли на едока в районах обложения по пашне и не более полудесятины в районах обложения по посеву;

б) хозяйства, не имеющие работников и работниц, если они имеют не более трех четвертей десятины земли (или полудесятины посева) на едока и одной головы облагаемого скота (в Сибири, Киргизской Республике, Астраханской губернии, Калмыцкой области, Закавказской С.Ф.С.Р. – не более двух голов).

Б. Хозяйства, не имеющие рабочего скота, если облагаемой земли в них не более трех четвертей десятины на едока в районах обложения по пашне и не более полудесятины в районах обложения по посеву, уплачивают налог и местную надбавку к нему в половинном размере.

В. Кроме того, освобождаются от всего или части налога и местной надбавки к нему другие наиболее маломощные крестьянские хозяйства по признаку наличия работников, земли и скота, устанавливаемому для каждой республики, не имеющей губернского деления, области и губернии соответствующим советом народных комиссаров, областным или губернским исполнительным комитетом с таким расчетом, чтобы общая сумма скидок в порядке п. п. "А", "Б" и "В" настоящей статьи не превышала 6 1/2 процента всего исчисленного по республике, области или губернии налога и местной надбавки к нему.

Примечание 1. Для Украинской С.С.Р., Белорусской С.С.Р., Закавказской С.Ф.С.Р., Туркестанской А.С.С.Р. категории хозяйств, пользующихся льготами, устанавливаются советами народных комиссаров этих республик в пределах, не превышающих 6 1/2 процента исчисленного по республике налога и местной надбавки к нему. В Туркестанской А.С.С.Р. за счет установленных 6 1/2 процента должна быть предоставлена льгота населению районов, пострадавших от басмачества.

Примечание 2. Льготы, предоставляемые в порядке настоящей статьи, не распространяются на хозяйства, имеющие доходы от занятий, предусмотренных примечанием 1 к ст. 2. 

26. В целях облегчения уплаты налога хозяйствам, члены которых находятся на действительной службе в Рабоче-крестьянской красной армии и красных морском и воздушном флотах, в войсках Объединенного государственного политического управления и в милиции, а также семьям инвалидов гражданской войны и слушателей советских партийных школ, коммунистических университетов и рабочих факультетов предоставляются следующие льготы:

А. При учете едоков для исчисления налога зачисляются в число едоков все лица, состоящие на действительной службе в Красной армии, красных морском и воздушном флотах, войсках Объединенного государственного политического управления и милиции; курсанты же и лица строевого командного состава рабоче-крестьянских красных армии и флота (морского и воздушного) и войск Объединенного государственного политического управления зачисляются за два едока каждый.

Б. Хозяйства, в состав которых входят лица, перечисленные в п. "А", не имеющие в своем составе других трудоспособных мужчин, освобождаются от уплаты всего причитающегося с них налога и местной надбавки к нему, если на едока приходится облагаемой земли и скота в пересчете на землю не свыше среднего обеспечения едока облагаемой земли в республике, области или губернии, согласно прилагаемому расписанию[6].

В. Все хозяйства, перечисленные в п. "Б", при наличии в хозяйстве трудоспособных мужчин освобождаются от половины исчисленного для них налога и надбавки к нему.

Г. Хозяйства, в состав которых входят инвалиды гражданской войны, хозяйства красноармейцев, находящихся в плену, а также уволенных в бессрочный отпуск после 1-го марта предшествующего окладному года, лиц, состоящих в запасе Рабоче-крестьянской красной армии и флота, привлекаемых в качестве инструкторов по военной подготовке трудящихся, слушателей советских партийных школ, коммунистических университетов и рабочих факультетов, пользуются теми же льготами по налогу, которыми пользуются и хозяйства красноармейцев, состоящих на действительной службе (п. п. "А", "Б" и "В" настоящей статьи).

Примечание 1. Предельный размер обеспеченности землей и скотом в пересчете на землю, дающий право на льготу, указанную в п. п. "Б", "В" и "Г" настоящей статьи, в Украинской С.С.Р., Закавказской С.Ф.С.Р., Белорусской С.С.Р., Туркестанской и Якутской А.С.С.Р. устанавливается советами народных комиссаров этих республик, а в Дальневосточной области – Революционным комитетом последней и представляется на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

Примечание 2. При обложении беспосевных скотоводческих хозяйств льготы, указанные в п. п. "Б", "В" и "Г", предоставляются хозяйствам, имеющим не свыше пяти голов скота в пересчете на крупный рогатый скот.

 

27. Хозяйства, в состав которых входят лица переменного состава территориальных частей, призванные для обучения и на сборы, пользуются отсрочкой уплаты налога и местной надбавки к нему на один месяц с момента возвращения их после обучения и сбора, причем пеня за это время не начисляется.

28. Земли, находящиеся в пользовании школ, детских учреждений, трудовых колоний для лишенных свободы, фермы, огороды и другие виды хозяйств мест заключения, курортных и лечебных заведений, находящихся в ведении органов народных комиссариатов здравоохранения, а также общественные посевы, имеющие учебно-показательное значение или обслуживающие в продовольственном отношении культурно-просветительные учреждения органов народных комиссариатов просвещения, полностью освобождаются от налога и местной надбавки к нему.

29. В целях поощрения деятельности крестьянских комитетов взаимопомощи и комитетов незаможных селян общественные запашки из волостного (районного) земельного фонда, используемые комитетами для осуществления своих задач, освобождаются от налога и местной надбавки к нему.

30. Коллективным и кооперативным применяющим общественную обработку земли хозяйствам предоставляется скидка: первым – в размере двадцати пяти процентов и вторым – в размере десяти процентов с исчисленного с них налога и надбавки к нему на местные нужды, если хозяйства этих коллективов и кооперативов ведутся без наемных рабочих.

 

VII. Органы учета и взимания налога 

31. В целях достижения наибольшего единства и согласования налоговой работы на местах при исполнительных органах республик, не имеющих губернского деления, областей, губерний, округов и уездов организуются налоговые комиссии в составе представителей соответствующих органов Народного комиссариата финансов, Народного комиссариата земледелия и Центрального статистического управления. На обязанности комиссии лежит:

А. Предварительное рассмотрение нижеследующих вопросов:

а) о применении шкал обложения для отдельных округов, уездов, волостей и соответствующих им территориально-административных единиц;

б) об установлении уездных, волостных (и соответствующих им) разрядов по обложению, коэффициентов пересчета сенокосов и скота в пашню или посев;

в) о применении льгот по уплате налога;

г) об установлении уездных, волостных (и соответствующих им) размеров надбавки на местные нужды.

Б. Разрешение жалоб плательщиков.

32. Составление поселенных налоговых списков с учетом для каждого хозяйства пашни, посева, сенокосов, скота, едоков производится волостными исполнительными комитетами, районными исполнительными комитетами и сельскими советами или соответствующими им органами до 1-го июня, а в районах, перечисленных в примечании 1 к ст. 5 настоящего Положения – до 15-го июня года, предшествующего окладному.

После утверждения разрядов по обложению (ст. 15) и размеров надбавок на местные нужды (ст. 21) волостные исполнительные комитеты (районные исполнительные комитеты) заканчивают налоговые списки, занося в них сумму причитающегося с каждого хозяйства налога и надбавки к нему на местные нужды, и выдают плательщикам установленные окладные листы.

33. Ответственность за правильность и своевременность учета облагаемой земли и скота, а также едоков в каждом хозяйстве, за правильность и своевременность исчисления налога и надбавки к нему на местные нужды, за своевременное и полное взимание налога и надбавки возлагается на волостные исполнительные комитеты (районные исполнительные комитеты) и сельские советы.

 

VIII. Обязанности и ответственность плательщиков 

34. Плательщики обязаны приступить к сдаче налога и надбавки к нему на местные нужды по предъявлении им окладных листов в несколько сроков, устанавливаемых Народным комиссариатом финансов Союза С.С.Р. по соглашению с народными комиссариатами земледелия союзных республик и Центральным статистическим управлением Союза С.С.Р. и публикуемых не позднее 1-го августа. Для маломощных крестьянских хозяйств устанавливаются льготные сроки уплаты налога.

35. За неправильную дачу требуемых сведений плательщики подлежат ответственности в уловном порядке.

36. Плательщики, не уплатившие налога и местной надбавки к нему в назначенные сроки, несут ответственность согласно Положению о взимании налогов и сборов.

37. Жалобы на неправильность учета предметов и признаков обложения и неправильное отнесение к тому или иному разряду по обложению, а также на неправильное исчисление и взимание налога, а равно ходатайства о предоставлении льгот подаются через финансового инспектора в уездный (или соответствующий ему) финансовый отдел и представляются последним с его заключением на разрешение уездных (или соответствующих им) налоговых комиссий.

Жалобы на решения уездных налоговых комиссий направляются через уездные финансовые отделы в губернские (или соответствующие им) финансовые отделы и последними передаются на разрешение губернских (или соответствующих) налоговых комиссий.

Возбуждение ходатайства или подача жалобы не приостанавливают взыскания налога и надбавки к нему.

38. Проведение в жизнь настоящего Положения возлагается на Народный комиссариат финансов Союза С.С.Р., которому поручается издавать правила, инструкции и разъяснения по применению настоящего Положения.

 

[1] Зыряне – коми.[2] Было одобрено декретом ЦИК и СНК СССР и введено в действие с 1924/1925 г.[3] Приложения 1-е, 2-е и 3-е не приводятся.[4] Не приводится.[5] Не приводится.[6] Приложение 5-е не приводится