Load document

Законы о религиозных организациях. 1923-1975 гг.

 

Советское законодательство 20-х гг. о религиозных организациях, в общем, повторяло Законы об отделении церкви и государства 1917-1918 гг. (см.). Права религиозных общин максимально ограничивались. В 30-е гг. почти все церкви были закрыты. В 1943-1944 гг. в связи с необходимостью консолидации народа вокруг власти, а также для повышения международного престижа СССР церковные организации были легализованы. В 1975 г. сложившиеся к этому времени официальные правовые основы взаимоотношений церкви и государства были закреплены в последней версии второго включенного в раздел закона.

 

Постановление НКЮ и НКВД РСФСР. Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых. 15.4.1923 г. 

 

1. Граждане Р.С.Ф.С.Р. могут получать в пользование молитвенные дома и имущество для совершения религиозных обрядов или образуя группы лиц соответствующего вероисповедания, зарегистрированные в порядке Инструкции Народного Комиссариата Юстиции от 24 августа 1918 года (Собр. Узак., 1918, № 62, ст. 685), или организуя религиозные общества на основании Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 3 августа 1922 года (Собр. Узак., 1922, № 49, ст. 622), регистрируемые в порядке настоящей Инструкции.

2. Согласно Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 3 августа 1922 года, ни одно религиозное общество какого бы то ни было культа не может открыть свои действия без регистрации его в отделе управления губернского или областного исполнительного комитета.

3. Граждане, желающие учредить религиозное общество, обязаны вместе с заявлением о регистрации в трех экземплярах представить в отдел управления губернского или областного исполнительного комитета:

а) протокол собрания учредителей общества в трех экземплярах;

б) устав общества в трех экземплярах;

в) список учредителей, дав о них сведения по следующей форме в трех экземплярах:

1) фамилия, имя и отчество;

2) местожительство и адрес;

3) социальное положение;

4) общественное и служебное положение за время с 1914 года;

5) принадлежность к тому или иному сословию до революции;

6) имущественное положение;

7) время присоединения к данному религиозному культу;

г) гербовый сбор в установленном размере.

4. Фактически существующие к моменту издания настоящей Инструкции религиозные общества обязаны вместе с заявлением о регистрации в трех экземплярах представить в отдел управления губернского или областного исполнительного комитета:

а) устав общества в трех экземплярах;

б) список членов общества и членов исполнительного органа в данный момент в трех экземплярах по форме, указанной в п. "в" ст. 3 настоящей Инструкции;

в) список пресвитеров, епископов, проповедников и других выборных ответственных лиц по форме, указанной в п. "в" ст. 3.

5. Отдел управления губернского или областного исполнительного комитета отказывает в регистрации фактически существующего или только возникающего религиозного общества: 1) если число членов его или число учредителей менее пятидесяти человек местных жителей, не ограниченных по суду в правах, 2) если устав общества, подлежащего регистрации, задачи его и методы деятельности противоречат Конституции Р.С.Ф.С.Р. и ее законам.

6. При отсутствии условий, служащих препятствием для регистрации общества, отдел управления выдает экземпляр устава общества с надписью о состоявшейся регистрации со своей печатью, который хранится при делах религиозного общества.

7. Религиозные общества, не зарегистрировавшиеся в указанном порядке в трехмесячный срок со дня опубликования настоящей Инструкции в "Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов", считаются закрытыми.

8. Религиозные общества одного культа могут организовать губернские и всероссийские съезды на основаниях и в порядке Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12 июня 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 40, ст. 477) и Инструкции по его применению от 10 августа 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 49, ст. 624).

9. Губернские и всероссийские съезды религиозных обществ могут избирать исполнительные органы; списки членов исполнительных органов представляются в Народный комиссариат внутренних дел или отдел управления губернского исполнительного комитета по принадлежности с соблюдением установленной в п. "в" ст. 3 формы.

10. Съезды религиозных обществ и избираемые съездами исполнительные органы не могут: 1) устанавливать принудительные сборы, 2) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 3) заключать какие бы то ни было договоры и сделки.

11. Наблюдение за деятельностью религиозных обществ, съездов и объединений их возлагается на Народный комиссариат внутренних дел и подлежащие его местные органы.

12. Все религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, но в отличие от последних, не пользуются правами юридического лица и не имеют права собственности.

13. Все религиозные общества всевозможных культов в отношении прав и обязанностей равны и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

14. Члены религиозного общества или их уполномоченные наравне с группами верующих могут собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом, как-то: по отоплению, охране, поддержанию его в чистоте и т.д., а равно для производства работ по ремонту такового здания.

15. Не имея прав юридического лица и права собственности, религиозные общества могут заключать сделки частноправового характера, связанные с пользованием культового имущества, как-то: договор о найме певчих, о поставке дров, о ремонте книг и т.д.

Примечание. Подобные сделки не могут иметь своим содержанием договорные отношения, хотя и связанные с культом, но преследующие цели торговые и промышленные, как-то: аренда свечных заводов, типографий для печатания религиозно-нравственных книг и т.д. 

16. Для выполнения постановлений своих общих собраний, а также внешнего представительства граждане, составляющие данное религиозное общество, могут, по мере встретившейся надобности, назначать служителей культа и выделять из своей среды нужное им число уполномоченных лиц, действующих в пределах предоставленного каждому полномочия.

Примечание. Списки служителей культа и других ответственных лиц представляются в отделы управления с приложением сведений по форме п. "в" ст. 3 настоящей Инструкции. 

17. Порядок закрытия религиозных обществ определяется ст. ст. 6 и 11 Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 3 августа 1922 года.

 

Народный комиссар юстиции

КУРСКИЙ

 

Заместитель народного комиссара внутренних дел

БЕЛОБОРОДОВ 

 


Приложение 

Устав

______________________________________________________________

Наименование общества, согласованное с наименованием молитвенного дома или культа.

Религиозные общества в городе ___________________ или в селе _________________ уезда _______________ губернии _________________

 

I. Задачи общества 

1. (наименование) ___________ религиозное общество имеет целью объединение граждан ________________________ исповедания в районе (такого-то _______________________________________________________ города, села или местоположения молитвенного дома).

2. С этой целью (наименование) религиозное общество:

1) устраивает молитвенные собрания; 2) управляет имуществом, полученным по договору от местных органов советской власти; 3) заключает сделки частно-правового характера, связанные с управлением культовым имуществом; 4) участвует в съездах религиозных обществ; 5) назначает служителей культа для совершения религиозных обрядов.

 

II. Состав общества 

3. Членом (наименование) _______________ религиозного общества может быть каждый гражданин, принадлежащий к данному культу.

4. Зачисление в члены общества производится общими собраниями членов общества открытым голосованием простым большинством голосов.

5. Выбытие из числа членов общества производится или по личному заявлению выбывающего или по постановлению двух третей наличного числа членов общества по спискам.

6. Списки членов общества ежегодно представляются в отдел управления ______________ губернского исполнительного комитета.

 

III. Средства общества 

7. Отдельные члены общества или его уполномоченные могут собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом.

Примечание. Обязательных членских взносов на членов общества возложено быть не может.

 

IV. Управление делами общества 

8. Все вопросы, возникающие в жизни общества, разрешаются на общих собраниях общества открытым голосованием простым большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 5 и 11 устава общества; общие собрания общества происходят открыто.

9. Для выполнения своих постановлений, а также внешнего представительства, общие собрания, по мере встретившейся надобности, выделяют из своей среды уполномоченных, действующих в пределах предоставленных каждому полномочий (ст. 2).

 

V. Порядок изменения устава общества 

10. Устав общества может быть изменен общим собранием общества по предложению его членов большинством двух третей голосов с последующим утверждением отдела управления или по предложению подлежащих органов государственной власти.

 

VI. Порядок закрытия общества 

11. Общество может быть закрыто: 1) по постановлению соответствующего губернского или областного исполнительного комитета; 2) вследствие ареста части членов общества; 3) по постановлению общего собрания членов общества.

12. В случае закрытия общества все имущество, находящееся в пользовании общества, возвращается местному совету по инвентарной описи специальным уполномоченным, избранным для сего ликвидационным собранием общества.

 

 


Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях. 8.4.1929 г.[1] 

 

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляют:

1. Под действие Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви (Собр. Узак., 1918, № 18, ст. 263) подходят церкви, религиозные группы, толки, религиозные течения и прочие культовые объединения всех наименований.

2. Религиозные объединения верующих граждан всех культов регистрируются в виде религиозных обществ или групп верующих.

Каждый гражданин может быть членом только одного религиозно - культового объединения (общества или группы).

3. Религиозное общество есть местное объединение верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей.

Верующим гражданам, которые в силу своей малочисленности не могут образовать религиозного общества, предоставляется право образовать группу верующих.

Религиозные общества имеют право приобретения церковной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строении для своих нужд в установленном законом порядке.

4. Религиозное общество или группа верующих могут приступить к своей деятельности лишь после принятия решения о регистрации общества или группы верующих Советом по делам религий[2] при Совете министров СССР.

Решение о регистрации религиозного общества или группы верующих и об открытии молитвенного здания принимается Советом по делам религий при Совете министров СССР по представлению советов министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов Москвы и Ленинграда) советов депутатов трудящихся.

5. Для регистрации религиозного общества учредители его в количестве не менее 20 человек направляют ходатайство о регистрации религиозного общества и об открытии молитвенного здания (церкви, костела, кирхи, мечети, синагоги и т.д.) в исполнительный комитет районного, городского совета депутатов трудящихся.

Исполнительный комитет районного, городского совета депутатов трудящихся направляет поступившее к нему ходатайство верующих со своим заключением в совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся.

6. Для регистрации группы верующих ходатайство, подписанное всеми верующими этой группы, подается в исполнительный комитет районного, городского совета депутатов трудящихся, который это ходатайство со своим заключением направляет в совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) Совета депутатов трудящихся.

7. Совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся, получив материалы о регистрации общества или группы верующих, в месячный срок рассматривает их и со своим представлением направляет на разрешение в Совет по делам религий при Совете министров СССР.

Совет по делам религий при Совете министров СССР после рассмотрения материалов о регистрации общества или группы верующих принимает решение о регистрации или отказе в регистрации религиозного общества или группы верующих и сообщает им об этом.

8. Учет религиозных объединений, молитвенных домов и зданий ведется Советом по делам религий при Совете министров СССР, который устанавливает порядок представления соответствующих данных о религиозном обществе или группе верующих, об их исполнительных и ревизионных органах и служителях культа.

9. В списки членов религиозных обществ или групп могут быть вносимы только те верующие, которые изъявили на то свое согласие.

10. Для удовлетворения религиозных потребностей верующие, составившие религиозное общество, могут получать по решению Совета по делам религий при Совете министров СССР в бесплатное пользование специальное молитвенное здание на условиях и в порядке, предусмотренных договором, заключаемым религиозным обществом с полномочным представителем исполнительного комитета районного, городского совета депутатов трудящихся.

Кроме того, верующие, составившие религиозное общество, или группа верующих могут пользоваться для молитвенных собраний и другими помещениями, предоставляемыми им отдельными лицами или исполнительными комитетами районных, городских советов депутатов трудящихся на правах аренды. На эти помещения распространяются все правила, установленные настоящим Постановлением для молитвенных зданий; договоры на право пользования такими помещениями заключаются отдельными верующими за их личной ответственностью. Кроме того, помещения эти должны удовлетворять строительно-техническим и санитарным правилам.

Каждое религиозное общество или группа верующих может пользоваться только одним молитвенным помещением.

 

11. Сделки, связанные с управлением и пользованием культовым имуществом, как-то: договоры о найме сторожей, о поставке дров, ремонте молитвенного здания и имущества культа, по приобретению продуктов и имущества для совершения религиозных обрядов и церемоний и тому подобных действий, тесно и непосредственно связанных с учением и обрядностью данного религиозного культа, а также по найму помещений для молитвенных собраний, могут заключаться отдельными гражданами, состоящими членами исполнительных органов религиозных обществ или уполномоченными групп верующих.

Подобные сделки не могут иметь своим содержанием договорные отношения, хотя и связанные с культом, но преследующие цели торговые и промышленные, как-то: аренда свечных заводов, типографий для печатания религиозно-нравственных книг и т.д.

12. Общие собрания религиозных обществ и групп верующих (кроме молитвенных) происходят с разрешения исполнительного комитета районного, городского совета депутатов трудящихся.

13. Для непосредственного выполнения функций, связанных с управлением и пользованием культовым имуществом (ст. 11), а также в целях внешнего представительства, религиозные объединения избирают из среды своих членов на общем собрании верующих открытым голосованием исполнительные органы – в религиозных обществах в количестве трех человек, а в группе верующих – одного представителя.

14. Регистрирующим органам предоставляется право отвода из состава членов исполнительного органа религиозного общества или группы верующих отдельных лиц.

15. Для проверки культового имущества и денежных сумм, получаемых путем складчины или добровольных пожертвований, религиозными объединениями из среды своих членов на общем собрании верующих может быть избрана ревизионная комиссия в составе не более трех членов.

16. Собрания (заседания) исполнительных и ревизионных органов религиозных обществ и групп верующих происходят без уведомления или разрешения органов власти.

17. Религиозным объединениям воспрещается:

а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;

б) оказывать материальную поддержку своим членам;

в) организовывать как специально детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь.

В молитвенных зданиях и помещениях могут храниться только книги, необходимые для отправления данного культа.

18. Не допускается преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в учебных заведениях. Преподавание религиозных вероучений может быть допущено исключительно в духовных учебных заведениях, открываемых в установленном порядке.

19. Район деятельности служителей культа, религиозных проповедников, наставников и т.п. ограничивается местожительством членов обслуживаемого ими религиозного объединения и местонахождением соответствующего молитвенного помещения.

Деятельность служителей культа, религиозных проповедников и наставников, обслуживающих постоянно два или несколько религиозных объединений, ограничивается территорией, на которой постоянно проживают верующие, входящие в указанные религиозные объединения.

20. Религиозные общества и группы верующих могут созывать религиозные съезды и совещания только по разрешению в каждом отдельном случае Совета по делам религий при Совете министров СССР.

Избранные на собраниях, съездах, совещаниях религиозные центры, духовные управления и другие религиозные организации руководят только религиозной (канонической) деятельностью объединений верующих. Они содержатся на средства, отчисляемые религиозными объединениями исключительно на добровольных началах.

Религиозные центры, епархиальные управления имеют право производства церковной утвари, предметов религиозного культа и продажи их обществам верующих, а также приобретения транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке.

21-22. Утратили силу.

23. Исполнительные органы религиозных обществ и групп, а также религиозных съездов могут пользоваться штампами, печатями и бланками с обозначением своего наименования исключительно только по делам религиозного характера. Эти штампы, печати и бланки не могут включать в себя эмблемы и лозунги, установленные для учреждений и органов советской власти.

24. Утратил силу.

25. Имущество, необходимое для отправления культа, как переданное по договорам верующим, составившим религиозное общество, так и вновь приобретенное ими или пожертвованное им для нужд культа, является национализированным и находится на учете в исполнительном комитете районного, городского совета депутатов трудящихся.

26. Помещения, служащие специально для жилья сторожа и находящиеся в ограде молитвенного здания или около молитвенного здания, наряду с прочим культовым имуществом передаются по договору в бесплатное пользование верующих.

27. Молитвенные здания и культовое имущество передаются в пользование верующих, составивших религиозное общество, на условиях и в порядке, предусмотренных договором, заключаемым религиозным обществом с полномочным представителем исполнительного комитета районного, городского совета депутатов трудящихся.

28. Здание культа и находящееся в нем имущество принимается по договору от представителя исполнительного комитета районного, городского совета депутатов трудящихся не менее чем двадцатью членами религиозного общества для предоставления названного имущества в пользование всех верующих.

29. В договоре предусматривается, что лица, принявшие здание культа и имущество в пользование (ст. 28), обязуются:

а) хранить и беречь его как вверенное им государственное имущество;

б) производить ремонт зданий культа, а также нести расходы, связанные с владением и пользованием этим имуществом, как-то: по отоплению, страхованию, охране, оплате налогов, сборов и т.п.;

в) пользоваться этим имуществом исключительно для удовлетворения религиозных потребностей;

г) возместить ущерб, причиненный государству порчей или недостачей имущества;

д) иметь у себя инвентарную опись всего культового имущества, в которую вносить все вновь поступающие (путем купли, пожертвований, передачи из других молитвенных зданий и т.п.) предметы религиозного культа, не принадлежащие отдельным гражданам на праве личной собственности, и исключить из описи с ведома и согласия того исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся, от имени которого заключен договор, предметы, пришедшие в негодность;

е) беспрепятственно допускать во всякое время, за исключением того времени, в течение которого производится совершение религиозных обрядов, уполномоченных исполнительных комитетов районных, городских или сельских советов депутатов трудящихся к периодической поверке и осмотру имущества.

 

30. Молитвенные здания, имеющие историческое, художественное и археологическое значение, находящиеся на особом учете Министерства культуры РСФСР, передаются таким же порядком и на тех же основаниях, но с обязательным соблюдением установленных правил об учете и охране памятников искусства и старины.

31. Все местные жители соответствующего исповедания, направления и толка имеют право подписать договор о получении в пользование здания и имущества культа и после передачи культового имущества, приобретая, таким образом, право участия в управлении этим имуществом наравне с лицами, первоначально подписавшими договор.

32. Каждый подписавший договор может снять свою подпись под означенным договором, подав о том соответствующее заявление в исполнительный комитет районного, городского совета депутатов трудящихся, что, однако, не освобождает его от ответственности за целость и сохранность имущества в период времени до подачи им указанного заявления.

33. Здания религиозного культа подлежат в обязательном порядке страхованию за счет подписавших договор лиц в пользу исполнительного комитета районного, городского совета депутатов трудящихся, на территории которого находится здание.

Страховые суммы за сгоревшие молитвенные здания используются по решению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся, согласованному с Советом по делам религий при Совете министров СССР, на восстановление сгоревших молитвенных зданий или на культурные нужды района, города, в котором находилось сгоревшее молитвенное здание.

34. Если не поступит от верующих ходатайства о предоставлении в пользование для удовлетворения религиозных потребностей здания и имущества культа на условиях, предусмотренных статьями 27-33 настоящего Постановления, совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся определяет дальнейшее назначение молитвенного здания и всего имущества в нем в соответствии со статьями 40 и 41 настоящего Постановления.

35. Утратил силу.

36. Передача здания культа, находящегося в пользовании верующих, для других надобностей (закрытие молитвенного здания) допускается исключительно по решению Совета по делам религий при Совете министров СССР по представлению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся, если это здание необходимо для государственных или общественных надобностей. О таком решении сообщается верующим, составившим религиозное общество.

37. Утратил силу.

38. Договоры об аренде помещений, национализированных, муниципализированных или принадлежащих гражданам на праве личной собственности для нужд религиозных объединений (2 ч. ст. 10), могут быть расторгнуты до истечения срока договора в судебном порядке.

39. Закрытие молитвенных зданий в соответствующих случаях производится только по решению Совета по делам религий при Совете министров СССР по представлению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся.

Закрытие молитвенных зданий происходит в присутствии представителей районного, городского финансового отдела и других заинтересованных ведомств, а также представителя данного религиозного объединения.

40. При закрытии молитвенного здания культовое имущество распределяется следующим образом:

а) все предметы из платины, золота, серебра и парчи, а также драгоценные камни подлежат зачислению в государственный фонд и передаются в распоряжение местных финансовых органов или в распоряжение органов Министерства культуры РСФСР, если эти предметы состояли на их учете;

б) все предметы исторической, художественной, музейной ценности передаются органам Министерства культуры РСФСР;

в) остальные предметы (иконы, облачения, хоругви, покровы и т.п.), имеющие специальное значение при отправлении культа, передаются верующим для переноса в другие молитвенные здания того же культа; эти предметы заносятся в опись культового имущества на общих основаниях;

г) предметы обиходные (колокола, мебель, ковры, люстры и т.п.) подлежат зачислению в государственный фонд и передаются в распоряжение местных финансовых органов или в распоряжение органов Министерства культуры РСФСР, если они состояли на учете последних;

д) так называемое переходящее имущество, деньги, а также ладан, свечи, масло, вино, воск, дрова и уголь, имеющие определенное целевое назначение для выполнения условий договора или для совершения религиозных обрядов культа, в случае сохранения существования общества после ликвидации молитвенного здания, изъятию не подлежат.

41. Подлежащие закрытию молитвенные здания, не находящиеся под государственной охраной как памятники культуры, могут быть использованы и переоборудованы для других целей или снесены лишь по решению Совета по делам религий при Совете министров СССР по представлению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся.

42. Утратил силу.

43. Религиозные объединения могут быть сняты с регистрации в случае нарушения ими законодательства о культах.

Снятие с регистрации религиозных объединений производится по решению Совета по делам религий при Совете министров СССР по представлению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся.

44. В случае несоблюдения религиозным объединением договора о пользовании молитвенным зданием или культовым имуществом, этот договор может быть расторгнут по решению Совета по делам религий при Совете министров СССР по представлению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся.

45. Строительство новых молитвенных зданий силами и средствами верующих допускается в отдельных случаях по просьбе религиозных обществ с разрешения Совета по делам религий при Совете министров СССР по представлению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся.

46. Если молитвенное здание в силу своей ветхости угрожает полностью или частично обвалом, то исполнительному комитету районного, городского или сельского совета депутатов трудящихся предоставляется право предложить исполнительному органу религиозного объединения или представителю группы верующих временно, впредь до осмотра здания специальной технической комиссией, прекратить в нем устройство богослужений и собраний верующих.

47. Одновременно с предложением о закрытии молитвенного здания должностные лица, сделавшие такое предложение, сообщают об этом исполнительному комитету районного, городского совета депутатов трудящихся.

Если здание культа, имеющее историческое, художественное или археологическое значение, подлежит охране как памятник культуры, предложение о закрытии молитвенного здания направляется соответствующему органу Министерства культуры РСФСР.

48. В техническую комиссию (ст. 46), образуемую исполнительным комитетом районного, городского совета депутатов трудящихся, привлекается представитель религиозного объединения.

49. Заключение технической комиссии, изложенное в акте обследования, является обязательным и подлежащим исполнению.

50. Если техническая комиссия признает здание культа угрожающим обвалом, то в составленном акте должно быть указано, подлежит ли здание сносу или же достаточно произвести только соответствующий ремонт его. В последнем случае акт точно устанавливает необходимый ремонт молитвенного здания и срок, достаточный для ремонта. Впредь же до окончания ремонта религиозные объединения не вправе допускать в здании ни молитвенных, ни каких-либо иных собраний.

51. В случае отказа верующих от производства указанного в акте обследования ремонта заключенный с ними договор на пользование зданием и имуществом культа подлежит расторжению по решению Совета по делам религий при Совете министров СССР по представлению местных органов власти.

52. Если техническая комиссия признает здание подлежащим сносу, то заключенный с верующими договор о предоставлении в пользование этого здания расторгается по решению Совета по делам религий при Совете министров СССР по представлению местных органов власти.

53. Утратил силу.

54. Религиозные общества и члены групп верующих имеют право производить складчины и собирать добровольные пожертвования в молитвенном здании среди членов данного религиозного объединения и только на цели, связанные с содержанием молитвенного здания, культового имущества, наймом служителей культа и содержанием исполнительных органов.

55. Всякое культовое имущество как пожертвованное, так и приобретенное на добровольные пожертвования, подлежит обязательному занесению в инвентарную опись культового имущества.

Добровольные приношения (пожертвования), сделанные в целях украшения пожертвованным предметом молитвенного здания или в целях украшения предметов культа, заносятся в инвентарную опись всего культового имущества, находящегося в бесплатном пользовании религиозного общества.

Все остальные виды добровольных пожертвований натурой, сделанные без упомянутых выше целей, а также денежные пожертвования как для нужд религиозного общества по содержанию (ремонт, отопление и т.п.) молитвенного здания или помещения, так и в пользу служителей культа, занесению в инвентарную опись культовою имущества не подлежат.

Денежные добровольные пожертвования верующих учитываются путем ведения казначеем религиозного объединения приходо-расходной книги.

56. Расходование пожертвованных сумм в соответствии с целями по управлению молитвенным зданием и имуществом культа может производиться членами исполнительных органов религиозных обществ и уполномоченными групп верующих.

57. В зданиях религиозного культа или в специально приспособленных помещениях, удовлетворяющих строительно-техническим и санитарным правилам, молитвенные собрания верующих, объединенных в группы или общества, происходят без уведомления или разрешения органов власти.

В помещениях, специально не приспособленных, молитвенные собрания верующих происходят с уведомления в сельских поселениях – исполнительного комитета сельского совета депутатов трудящихся и в городских поселениях – исполнительного комитета районного, городского совета депутатов трудящихся.

58. Во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях и предприятиях не допускается совершения каких-либо религиозных обрядов и церемоний культа, а также помещение каких-либо предметов культа.

Настоящее запрещение не распространяется на отправление по просьбе умирающих или тяжелобольных, находящихся в больницах и местах заключения, религиозно-культовых обрядов в особо изолированных помещениях, а равно на отправление религиозных обрядов на кладбищах и в крематориях.

59. Религиозные шествия, совершение религиозных обрядов и церемоний под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих допускаются с особого каждый раз разрешения исполнительного комитета районного, городского совета депутатов трудящихся.

Ходатайства о выдаче разрешений на религиозные шествия и совершение религиозных обрядов под открытым небом подаются не менее чем за две недели до срока назначенной церемонии.

Отправление религиозно-культовых обрядов в квартирах и домах верующих по просьбе умирающих или тяжелобольных может производиться без разрешения или уведомления исполнительного комитета районного, городского совета депутатов трудящихся.

60. Для религиозных шествий, являющихся неотъемлемой частью богослужения, совершаемых вокруг зданий культа как в городах, так и в сельских местностях, особых разрешений или уведомлений органов власти не требуется, при том условии, что эти шествия не нарушают нормального уличного движения.

61. Религиозные шествия, а также совершение религиозных обрядов и церемоний вне места нахождения религиозного объединения могут быть допущены с особого каждый раз разрешения органа, заключившего договор о пользовании культовым имуществом. Такое разрешение может быть выдано после предварительного согласования с исполнительным комитетом того местного совета депутатов трудящихся, в районе которого предполагается совершение шествия, обряда или церемонии.

62. Учет религиозных обществ, а также групп верующих производится исполнительным комитетом районного, городского совета депутатов трудящихся.

63. Совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) совета депутатов трудящихся сообщает сведения о религиозных объединениях по установленной форме Совету по делам религий при Совете министров СССР.

64. Надзор за деятельностью религиозных объединений, а также за сохранностью передаваемого на основании договора в их пользование здания и имущества культа, возлагается на регистрирующие органы, причем в сельских местностях этот надзор возлагается также и на сельские советы.

<...>

 

 

[1] Приводится с очень значительными поправками (изменившими почти все статьи), внесенными указом президиума Верховного совета РСФСР от 23.6.1975 г.[2] Совет по делам религий был создан в 1965 г. в результате объединения Совета по делам Русской православной церкви (действовал с 1943 г.) и Совета по делам религиозных культов (с 1944).