Load document

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г.

 

Конституция СССР 1936 г. (полуофициально именовавшаяся Сталинской) сыграла весьма важную роль в развитии советского конституционализма. Он была подготовлена созданной осенью 1935 г. конституционной комиссией ЦИКа во главе с секретарём ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным. В июне 1936 г. текст проекта был опубликован и полгода обсуждался на всех уровнях. В обсуждении участвовало 75 млн. человек, было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Противоречащие коммунистической идеологии предложения (например, разрешить частную собственность или распустить колхозы) не публиковались, а убирались в архив под названием «враждебные отклики». 5 декабря 1936 г. Конституция была принята VIII Всесоюзным съездом советов.

По личному указанию Сталина было восстановлено всеобщее, равное, прямое и тайное голосование, введённое Временным правительством и отмененное В.И. Лениным. Тем самым были ликвидирована лишённая политических и многих гражданских прав категория «лишенцев». Сделано это было, прежде всего, для повышения международного престижа СССР в видах поиска союзников для противодействия фашизму. Также впервые в советской истории в конституции появилась особая глава о правах граждан (Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа трудно признать таковой). В ней впервые в советском праве декларировались как социальные права, так и политические свободы для всех граждан.

Сталинская конституция всецело оставалась номинальной. Всеобщие, прямые, равные и тайные выборы являлись формальностью: подлежащее партийное начальство выдвигало одного кандидата на одно место, который и оказывался избранным с близким к стопроцентному результатом. О политических свободах и неприкосновенности личности говорить не приходилось. Социальные гарантии также нарушались.

Сталинская конституция впервые в советском праве содержала упоминание о Коммунистической партии как «ядре» всех государственных и общественных организаций. По сравнению с конституцией 1924 г. она отражала дальнейшую централизацию страны. В частности, вся тяжелая промышленность стала управляться общесоюзным ведомством без всякого участия республик.

Конституция 1936 г. с многочисленными поправками действовала до 1977 г.

 

 


Конституция СССР 1936 г.

Глава I. Общественное устройство

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

 

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

 

Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

 

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

 

Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

 

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

 

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь — согласно устава сельскохозяйственной артели[1].

 

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно[2].

 

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

 

 

Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

 

Глава II. Государственное устройство

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик

 

 

 

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование[14], системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

 

 

Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения караются законом[15].

 

Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

 

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова,

б) свобода печати,

в) свобода собраний и митингов,

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

 

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.[16]

 

Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом.

Воинская служба в Рабоче-крестьянской красной армии представляет почетную обязанность граждан СССР.

 

Статья 133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж караются по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние.

Глава XI. Избирательная система

[1] На практике в сталинское время в большинстве случаев основной доход колхозники получали от подсобного хозяйства.[2] На практике имели место превращения колхозов в совхозы.[3] Статьи 30-32 подчёркивали номинальное главенство Верховного совета. На практике указы его президиума также имели силу закона.[4] Конфликтов между палатами не было, и быть не могло, т.к. их реальные полномочия ограничивались пассивным утверждением партийных решений. [5] До 1991 г. референдумов в СССР не проводилось.[6] На практике президиум Верховного совета также назначал и увольнял председателя СНК.[7] Случаев кассации не было, и быть не могло, т.к. выборы полностью контролировались партийным руководством.[8] Таких комиссий не создавалось.[9] I Верховный совет, избранный в 1937 г. на 4 года, не переизбирался до 1946 г. Президиум ежегодно издавал указы об отсрочке выборов из-за военных или послевоенных обстоятельств.[10] Конституция 1936 г. впервые в советском праве отделяла органы государственной власти от органов государственного управления.[11] Статья вводила заимствованное из зарубежного парламентского права правило о депутатских запросах министрам. Из-за отсутствия легальной оппозиции и полного подчинения партийным властям всех депутатов это право не могло иметь политического значения.[12] Статьи 73-74 устранили имевшееся в Конституции СССР 1924 г. (см.) право членов коллегий наркоматов опротестовывать решения наркомов в СНК – последний пережиток идеи коллегиального управления наркоматами.[13] Статья 112 формально отменила принцип советского законодательства 10-20-х гг. об открытом подчинении судов советам. В то же время она осталась простой пропагандистской декларацией: полное подчинение судов коммунистической партии сохранялось и в 1930-е гг., и впоследствии.[14] В 1940 г. была введена плата за обучение в старших классах школ и в вузах.[15] Статья не помешала принудительным поголовным переселениям целых народов в 1941-1944 гг. с зачислением их в разряд «спецпоселенцев», сильно ограниченных в правах, а также антисемитской кампании «по борьбе с космополитизмом».[16] Статья впервые в советском праве юридически закрепила руководящее положение Коммунистической партии в советском государстве и обществе.[17] Показательно отсутствие такого определения покушающихся на личную собственность граждан. По советскому уголовному законодательству такие преступления наказывались мягче хищений государственного имущества.