РУССКАЯ ПРАВДА. XI-XIII века
Русская правда является первым сводом законов Руси, содержит нормы уголовного (главным образом), процессуального, наследственного, торгового права. Её источниками являются обычное право, усмотрение князей, заимствования из византийского и скандинавского права, влияние православной церкви. Основным наказанием за уголовные преступления являлся штраф (как и в западноевропейском законодательстве раннего Средневековья). Наиболее тяжкие преступления карались «потоком и разграблением», т.е. изгнанием с конфискацией имущества. Основными доказательствами признавались показания свидетелей (по возможности свободных). При их отсутствии могли использоваться присяга одной из сторон и ордалии[1]. Постановления по гражданскому праву были направлены на защиту частной собственности.
Русская правда существует в трёх редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Из-за ограниченного количества источников вопрос об их истории до конца не выяснен. Ниже указываются наиболее распространённые точки зрения.
Краткая правда является самой древней. Она составлена в начале и середине XI в. и состоит из 4 частей: Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного и Урока мостникам. По мнению большинства исследователей, Правда Ярослава (статьи 1-18) была издана около 1016 г. для прекращения конфликтов между скандинавскими наёмниками князя Ярослава Владимировича и жителями Новгорода (по другому мнению Киева). Некоторые историки датируют Правду Ярослава 1030-ми гг. Правду Ярославичей[2] (статьи 19-41) большинство авторов относят к 50-м – началу 70-х гг. XI в. Отдельные авторы считают приписывание этого закона Ярославичам ошибочным и полагают, что закон был также издан Ярославом в 1030-е – начале 1050-х гг. Правда Ярославичей предусматривала запрет кровной мести, допускаемой Правдой Ярослава. Покон вирный (статья 42) и Урок мостникам (статья 43) были изданы в 1020-е или 1030-е гг. Краткая правда в основном посвящена уголовному и процессуальному праву.
Пространная правда была составлена в XII-XIII вв. Некоторые авторы делят её на Устав Ярослава Мудрого (статьи 1-52) и Устав Владимира Мономаха. Другие исследователи относят к Уставу Владимира Мономаха только статью 53, в которой он упоминается. Пространная правда включала как переработанную Краткую правду, так и новые статьи, в основном посвящённые гражданскому (наследственному и торговому) праву. Применительно к уголовному законодательству были увеличены штрафы в пользу князя за счёт компенсации пострадавшему, а также введено наказание «потоком и разграблением».
Сокращённая правда была составлена значительно позднее (по разным версиям c XV по начало XVII вв.) и представляет собой, по наиболее распространённой точке зрения, сокращение Пространной правды путём изъятия из неё устаревших постановлений. К этому времени уже были изданы новые законы, поэтому юридическое значение Сокращённой правды незначительно.
Публикуются Краткая и Пространная редакции в переводе М.Б. Свердлова на современный язык. Целый ряд статей не имеют однозначного толкования. Альтернативные варианты перевода приведены в примечаниях.
Краткая правда
1. Если убьёт человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словенин, то назначить за него 40 гривен[1].
2. Или кто будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетеля; если на нем не будет никакого признака ударов, то пусть придёт на суд свидетель; если же не сможет прийти, то тому делу конец; если кто за себя не может мстить, то взять за него князю за обиду 3 гривны и оплату врачу[2].
3. Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен; если этого виновного не настигнут для немедленного отмщения, то ему платить, а тому делу конец[3].
4. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит мечом по руке и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.
6. Если после удара по ноге будет нога цела или ударенный начнёт хромать, тогда детей удерживать от мщения[4].
7. Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.
8. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.
9. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну[5].
10. Если человек толкнёт человека от себя или к себе, то 3 гривны, и пусть пострадавший приведёт на суд двух свидетелей; если пострадавший варяг или колбяг, то пусть сам клянётся[6].
11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трёх дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему <господину> своего челядина, а 3 гривны за обиду[7].
12. Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа.
13. Если кто возьмёт чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своём миру, то взять ему своё, а 3 гривны за обиду[8].
14. Если опознает кто похищенное, то не берет его, и пусть не скажет тому, у кого находится опознанное: «Моё», но скажет ему так: «Пойди на свод, где взял». Если же не пойдёт, то пусть предъявит поручителя, что пойдёт на свод в течение пяти дней[9].
15. Если где-нибудь взыскивают на другом долг, а он начнёт отказываться, то идти ему на извод перед 12 человеками; и если окажется, что он несправедливо не отдал ему, то истец должен получить свои деньги, а за обиду 3 гривны штрафа[10].
30. Если придёт человек окровавленный или с синяками, то не искать ему свидетелей[23].
31. А если кто крадёт или коня, или волов, или обкрадывает клеть, то, если один крал, то заплатить ему гривну и тридцать резан; если их будет 18, то платить каждому человеку по три гривны и 30 резан[24].
32. А за княжескую борть 3 гривны, если её сожгут или выдерут пчёл и соты[25].
33. Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен[26].
34. А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду[27].
35. А если украдёт ладью[28], то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.
36. А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.
37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.
38. Если убьют вора на своём дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; если продержат до рассвета, то вести его на княжеский двор; а если его убьют, но люди видели, что он был связан, то платить за него[29].
39. Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.
40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 человек украли одну овцу, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.
41. А из гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен ему 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен[30].
42. А это закон при сборе виры: вирнику взять 7 вёдер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или две ногаты; а в среду резану или сыры, в пятницу то же, а хлеба и пшена сколько смогут съесть; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 векшей, а при въезде гривна, а если приходится на говение кормить рыбами, то считать за рыбы 7 резан; таким образом всех кун 15 на неделю, а хлеба сколько смогут съесть; пусть вирники собирают виру не более недели. Таково постановление Ярослава[31].
43. А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, 3, 4 или 5, то взять столько же[32].
Пространная правда
СУД ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА[33].
Правда Русская[34]
1. Если убьёт муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата; если никто <из них> не будет за него мстить, то назначить 80 гривен за убитого, если он княжий муж или княжеский тиун; если он будет русин, или гридин, или купец, или боярский тиун, или мечник, или изгой, или cловенин, то назначить за него 40 гривен[35].
2. По смерти Ярослава, снова собравшись, сыновья его, Изяслав, Святослав, Всеволод, и мужи их, Коснячко, Перенег, Никифор, отменили месть за убитого, заменив её выкупом деньгами; а все остальное — как Ярослав судил, так и сыновья его установили[36].
3. Об убийстве. Если кто убьёт княжьего мужа в разбое, а убийцу не ищут, то виру в 80 гривен платить верви, где лежит убитый, если же простой свободный человек, то 40 гривен[37].
4. Если которая-либо вервь будет платить дикую виру, пусть выплачивает ту виру столько времени, сколько будет платить, потому что они платят без преступника[38].
5. Если преступник является членом их верви, то в этом случае помогать <общинникам> преступнику, поскольку ранее он им помогал <выплачивать виру>; если же <выплачивать> дикую виру, то платить им всем вместе 40 гривен, а за преступление платить самому преступнику, а из совместной платы 40 гривен ему заплатить свою часть.
6. Но если <кто> убил открыто, во время ссоры или на пиру, то теперь ему так платить вместе с вервью, поскольку и он вкладывается в виру.
7. Если <кто> свершит убийство без причины. <Если кто> свершил убийство без всякой ссоры, то люди за убийцу не платят, но пусть выдадут его самого с женою и детьми на изгнание и на разграбление[39].
8. Если кто не вкладывается в дикую виру, тому люди не помогают, но он платит сам[40].
9. А это вирные постановления, которые были при Ярославе: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или 2 ногаты; а в среду куна или сыр, в пятницу столько же, две куры ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороха 7 уборков, а соли 7 голважень; все это — вирнику с отроком, а коней содержат четырех, на каждого коня давать овес: вирнику — 8 гривен, а 10 кун — перекладная <подать>, а метельнику — 12 векш, и еще ссадная гривна[41].
10. О вирах. Если вира 80 гривен, то вирнику 16 гривен и 10 кун и 12 векш, а ранее — ссадная гривна, а за убитого — 3 гривны[42].
18. О недоказанном обвинении в убийстве. Если на кого будет недоказанное обвинение в убийстве, то выставить 7 свидетелей, чтобы они отвели обвинение; если же <обвиняемый> варяг или какой иной <иноземец>, то выставить двух свидетелей.
19. А за останки и за мертвеца, если не ведомо его имя и он неизвестен, то вервь не платит.
20. Если отведет обвинение в убийстве. А если кто отведет обвинение в убийстве, то дает отроку гривну кун за оправдание; а кто его недоказанно обвинил, то тому дать другую гривну, а за помощь в отведении обвинения в убийстве 9 кун.
21. Если ищут свидетеля и не найдут, а истец обвиняет в убийстве, то рассудить их испытанием железом[45].
22. Так же и во всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию железом; если же менее значительный иск, то к испытанию водой; если до двух гривен или менее, то идти ему на судебную клятву в отношение своих кун[46].
23. Если кто ударит мечом. Если кто ударит мечом, не обнажив его, или рукоятью, то 12 гривен штрафа в пользу князя за обиду.
24. Если же, вынув меч, не ударит, то гривна кун.
25. Если кто кого ударит батогом, или чашей, или рогом, или тыльной стороной оружия, то 12 гривен.
26. Если кто, не утерпев, ударит мечом того, кто нанес удар, то вины ему в этом нет.
27. Если посечет руку, и отпадет рука или усохнет, или нога, или глаз или нос повредит, то полувиры 20 гривен, а пострадавшему за увечье 10 гривен.
28. Если повредит какой-либо палец — 3 гривны штрафа князю, а пострадавшему гривна кун[47].
29. Если придет окровавленный человек. Если придет на <княжеский> двор человек окровавленный или избитый до синяков, то не искать ему свидетелей, а платить ему <виновному> штраф князю 3 гривны; если следов побоев нет, то привести ему свидетеля в соответствии со словами его показания; а кто начал драку, тому платить 60 кун, если даже и придет окровавленный <человек>, но он сам начал, и придут свидетели, то за это ему платить, хотя его же и били.
30. Если <кто> ударит мечом, но не зарубит насмерть, то 3 гривны, а самому <пострадавшему> гривна за рану на лечение, если зарубит насмерть, то платить виру.
31. Если человек толкнет человека к себе или от себя, или по лицу ударит, или жердью ударит, и представят двух свидетелей, то 3 гривны штрафа князю; если будет варяг или колбяг, то вывести на суд свидетелей сполна <тоже двух> и пусть они идут на судебную клятву[48].
33. Если кто сядет на чужого коня. Если кто сядет на чужого коня без спросу, то 3 гривны.
34. Если у кого пропадет конь, оружие или одежда и он объявит о том на торгу, а после опознает пропажу в своем городе, то взять ему свое наличием, а за ущерб платить ему 3 гривны.
35. Если кто познает свое, что у него пропало или было украдено, или конь, или одежда, или скотина, то не говори тому <у кого пропажа обнаружена>: «Это мое», но пойди на свод, где он взял, пусть сойдутся <участники сделки и выяснят>, кто виноват, на того и падет обвинение в краже; тогда истец возьмет свое, а что пропало вместе с этим, то ему виновный выплатит; если будет конокрад, то выдать его князю на изгнание; если вор, обокравший клеть, то ему платить 3 гривны.
36. О своде. Если будет <свод> в одном городе, то идти истцу до конца этого свода; если будет свод по <разным> землям, то идти ему до третьего свода; а в отношении наличной <краденой> вещи, то третьему <ответчику> деньгами платить за наличную вещь, а с наличной вещью идти до конца свода, а истец пусть ждет остального <из пропавшего>, а где обнаружат последнего <по своду>, то тому платить за все и штраф князю.
37. О воровстве. Если <кто> купил что-либо ворованное на торгу, или коня, или одежду, или скотину, то пусть он выведет свидетелями двух свободных человек или сборщика торговых пошлин; если же он не знает, у кого купил, то пусть те свидетели идут на судебную клятву в его пользу, а истцу взять свое украденное; а что вместе с этим пропало, то о том ему лишь сожалеть, а ответчику сожалеть о своих деньгах, поскольку не знает, у кого купил краденое; если позднее ответчик опознает, у кого это купил, то пусть возьмет у него свои деньги, а тому платить <за все>, что у него <ответчика> пропало, а князю штраф[50].
38. Если кто опознает <свою> челядь. Если кто опознает своего украденного челядина и вернет его, то он должен вести его по денежным сделкам до третьего свода и взять у третьего ответчика челядина вместо своего, а тому дать опознанного: пусть идет до последнего свода, потому что он не скот, нельзя ему говорить: «Не знаю, у кого я куплен», но идти по показаниям челядина до конца; а когда будет выявлен истинный вор, то опять вернуть господину украденного челядина, а третьему ответчику взять своего, и за ущерб <истцу> тому же вору платить, а князю 12 гривен штрафа за кражу челядина[51].
39. О своде же. А из своего города в чужую землю свода нет, но также представить <ответчику> свидетелей или сборщика пошлин, перед которым была совершена покупка, а истцу взять наличное, а об остальном, что с ним пропало, только сожалеть, а тому, кто купил краденое, сожалеть о своих деньгах.
40. О воровстве. Если убьют кого-либо у клети или во время какого иного воровства, то его можно убить как собаку; если продержат его до рассвета, то вести на княжеский двор; если же убьют его, а люди видели его уже связанным, то платить за него 12 гривен[52].
41. Если кто крадет скот в хлеве или клеть, то если один <крал>, то платить ему 3 гривны и 30 кун; если же их много <крало>, то всем платить по 3 гривны и по 30 кун.
42. О воровстве же. Если крадет скот в поле, или овец, или коз, или свиней, то 60 кун; если воров будет много, то всем по 60 кун.
43. Если крадет на гумне или зерно в яме, то сколько их крало, всем по 3 гривны и по 30 кун.
44. А у кого <что> пропало, но будет <обнаружено> в наличии, пусть наличное возьмет, а за <каждый> год пусть возьмет по полугривне.
45. Если же наличного не будет, а это был княжеский конь, то платить за него 3 гривны, а за других по 2 гривны.
А это постановление о скоте. За кобылу — 60 кун, а за вола — гривна, а за корову — 40 кун, а за трехлетку — 30 кун, за годовалого — полгривны, за теленка — 5 кун, за свинью — 5 кун, а за поросенка — ногата, за овцу — 5 кун, за барана — ногата, а за жеребца, если он необъезжен — гривна кун, за жеребенка — 6 ногат, за коровье молоко — 6 ногат; это постановление для смердов, если платят князю штраф[53].
46. Если окажутся воры холопами, то суд княжеский. Если окажутся воры холопами, или княжескими, или боярскими, или принадлежащими монахам, то их князь штрафом не наказывает, потому что они несвободны, но пусть вдвойне платит <их господин > истцу за ущерб.
47. Если кто денег взыщет <на ком-либо>. Если кто взыщет на другом денег, а тот станет отказываться, то если <истец> выставит против него свидетелей, а те пойдут на судебную клятву, то пусть он возьмет свои деньги; а поскольку <ответчик> не отдавал ему деньги в течение многих лет, то заплатить ему за ущерб 3 гривны.
48. Если какой-либо купец даст другому купцу денег для местных торговых сделок или для дальней торговли, то купцу не нужно предъявлять деньги перед свидетелями, свидетели ему <на суде> не нужны, но идти ему самому на судебную клятву, если <ответчик> станет запираться[54].
49. О товаре, данном на хранение. Если кто кладет товар на хранение у кого-либо, то здесь свидетель не нужен, но если <положивший товар на хранение> станет необоснованно требовать большего, то идти на судебную клятву тому, у кого товар лежал, <и пусть скажет>: «Ты у меня положил именно столько, <но не более>», ведь он его благодетель и хранил товар его.
50. О проценте. Если кто дает деньги под проценты, или мед с возвратом в увеличенном количестве, или зерно с возвратом с надбавкой, то следует ему представить свидетелей: как договаривались, так ему и получить.
51. О месячном проценте. А месячный процент брать ему <кредитору>, если <договорились> о малом <сроке>; если же деньги не будут выплачены в срок, то дают ему деньги в треть, а от месячного процента отказаться[55].
52. Если свидетелей не будет, а <долг> составит 3 гривны кун, то идти ему на судебную клятву <с иском> на свои деньги; если же <долг составил > большую сумму, то сказать ему так: «Сам виноват, что давал в долг без свидетелей».
53. Устав Владимира Всеволодовича. А это постановил Владимир Всеволодович после смерти Святополка, созвав свою дружину в Берестове: Ратибора, киевского тысяцкого, Прокопия, белгородского тысяцкого, Станислава, переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Иванко Чудиновича, мужа Олега, и постановили, что <долг> взимают из процента на два третий, если <должник> берет деньги в треть; если кто возьмет проценты дважды, то тогда ему взять сам долг; если он возьмет проценты трижды, то <самого> долга ему не брать[56].
Если кто взимает по 10 кун на гривну за год, то этого не запрещать.
54. Если какой-нибудь купец потерпит кораблекрушение. Если какой-нибудь купец, отправившись куда-либо с чужими деньгами, потерпит кораблекрушение, или нападут на него, или от огня пострадает, то не творить над ним насилия, не продавать его; но если он станет погодно выплачивать долг, то пусть так и платит, ибо эта погуба от Бога, а он не виноват; если же он пропьется или пробьется об заклад <проспорит>, или по неразумению повредит чужой товар, то пусть будет так, как захотят те, чей это товар: будут ли ждать, пока он выплатит, это их право, продадут ли его, это их право.
55. О долге. Если кто-нибудь будет многим должен, а приехавший из другого города купец или чужеземец, не зная того, доверит ему свой товар, а <тот> станет не возвращать гостю денег, и первые заимодавцы станут ему препятствовать, не давая ему денег, то вести его на торг, продать <его> вместе с имуществом, и в первую очередь отдать деньги чужому купцу, а своим — те деньги, что останутся, пусть они разделят; если будут княжеские деньги, то княжеские деньги отдать в первую очередь, а остальное в раздел; если кто взимал <уже> много процентов, то тому <свою часть долга> не брать.
66. О свидетельстве. А свидетельства на холопа не возлагают; но если не будет свободного, то по необходимости возложить на боярского тиуна, а на других холопов не возлагать.
А в малом иске по необходимости возложить свидетельство на закупа.
67. О бороде. А кто повредит бороду и останутся следы этого и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю; если же свидетелей нет и обвинение не доказано, то штрафа князю нет.
68. О зубе. Если выбьют зуб и кровь видят у него <пострадавшего> во рту, и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю, а за зуб гривна.
69. Если кто украдет бобра, то 12 гривен.
70. Если будет разрыта земля или <обнаружен> признак <снасти>, которой производился отлов, или сеть, то по верви искать у себя вора или платить <верви> княжеский штраф[62].
71. Если кто уничтожит знак собственности на борти. Если кто уничтожит знак собственности на борти, то 12 гривен.
72. Если межу порубит бортную или пашенную распашет или забором перегородит дворовую межу, то 12 гривен штрафа князю.
73. Если подрубит дуб со знаком собственности или межевой, то 12 гривен штрафа князю.
74. А это дополнительные пошлины. А это дополнительные пошлины к штрафу в 12 гривен: отроку — 2 гривны и 20 кун, а самому <судебному исполнителю> ехать с отроком на двух конях, и давать им на каждого овса, а мяса дать — барана или полтуши говядины, а остального корма — сколько эти двое съедят, а писцу — 10 кун, перекладного — 5 кун, за мех две ногаты[63].
75. А это о борти. Если борть подрубит, то 3 гривны штрафа князю, а за дерево — полгривны.
76. Если украдет рой пчел, то 3 гривны штрафа князю; а за мед, если пчелы не приготовлены на зимовку, то 10 кун, если подготовлены, то 5 кун[64].
77. Если вор не будет обнаружен, то пусть ищут по следу; если след будет к селу или к торговому стану, а люди не отведут от себя следа, не поедут вести расследование или силой откажутся, то им платить украденное и штраф князю; а вести расследование с другими людьми и со свидетелями; если след потеряется на большой торговой дороге, а рядом не будет села или будет незаселенная местность, где нет ни села, ни людей, то не оплачивать ни штрафа князю, ни украденного.
79. Если кто украдет ладью, то 60 кун штрафа князю, а саму эту ладью вернуть; а за морскую ладью — 3 гривны, а за набойную ладью — 2 гривны, за челн — 20 кун, а за струг — гривна[66].
80. О сетях для ловли птиц. Если кто подрежет веревку в сети для ловли птиц, то 3 гривны штрафа князю, а владельцу за веревку гривна кун.
81. Если <кто> украдет в чьей-нибудь сети для ловли птиц ястреба или сокола, то штрафа князю — 3 гривны, а господину — гривна, а за голубя — 9 кун, а за куропатку (?) — 9 кун, а за утку — 30 кун, а за гуся — 30 кун, а за лебедя — 30 кун, а за журавля — 30 кун[67].
82. А за сено и за дрова — 9 кун, а сколько возов украдено, то владельцу получить за каждый воз по 2 ногаты.
83. О гумне. Если кто подожжет гумно, то на изгнание и разграбление весь его дом, но сначала он должен выплатить за погубленное, а остальное его хозяйство князь конфискует. Такое же наказание, если кто подожжет двор[68].
84. Если кто злонамеренно зарежет коня или скотину, то князю штраф 12 гривен, а за ущерб господину платить назначенное возмещение.
85. Эти все тяжбы судят при свободных свидетелях; если будет свидетель холопом, то холопу на суд не являться; но если хочет истец использовать его свидетелем, то пусть скажет так: «Я привлекаю тебя по показаниям этого <холопа>, но привлекаю тебя я, а не холоп», и может взять его <ответчика> на испытание железом; если тот будет осужден, то он возьмет свое по суду, если же тот не будет осужден, то <истцу> заплатить ему гривну за муку, ибо брали его по показаниям холопа[69].
86. А при испытании железом платить <в суд> 40 кун, а мечнику 5 кун, а детскому полгривны; это плата за испытание железом, кто за что получает[70].
87. А если привлекают на испытание железом по показаниям свободных людей, или подозрение на нем будет, либо ночью проходил <у места преступления>, то если <обвиняемый> каким-либо образом не обожжется, то за муки ему не платят, но только судебную пошлину за испытание железом платит тот, кто вызывал на суд.
88. О женщине. Если кто убьет женщину, то судить, таким же судом, что и за убийство мужчины; если же <убитый>будет виноват, то платить полвиры 20 гривен[71].
94. Если будут дети от первой жены, то дети возьмут наследство своей матери; если же муж завещал это второй жене, все равно они получат наследство своей матери.
95. Если в доме будет сестра, то ей <отцовского> наследства не брать, но братьям следует отдать ее замуж, как они смогут[73].
96. А это <пошлины> при закладке городских укреплений. А это пошлины строителю городских укреплений: при закладке городни взять куну, а при окончании — ногату; а на корм, и питье, и мясо, и рыбу — 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 уборков пшена, 7 лукон овса на 4 коней; брать же ему столько, пока не будут построены городские укрепления; солода пусть дают 10 лукон один раз <на все время работы>[74].
97. О строителях мостов. А это пошлины строителю мостов: когда он построит мост, пусть возьмет по ногате за 10 локтей <моста>; если будет чинить старый мост, то сколько починит пролетов, взять ему от пролета по куне; а ехать строителю мостов самому с отроком на двух конях, <брать> 4 лукна овса на неделю, а есть — сколько хочет[75].
98. А это о наследстве. Если были у человека дети от робы, то наследства им не иметь, но предоставить свободу им с матерью.
99. Если будут в доме дети малые, и не смогут они сами о себе позаботиться, а мать их пойдет замуж, то тому, кто им будет близкий родственник, дать их на руки с приобретениями и с основным хозяйством, пока не смогут сами заботиться о себе; а товар передать перед людьми, а что этим товаром он наживет передачей его под проценты или торговлей, то это ему <опекуну>, а первоначальный товар воротить им <детям>, а доход ему себе, поскольку кормил и заботился о них; если же будет от челяди приплод или от скота, то все это <детям> получить наличием; если что растратит, то за все это тем детям заплатить; если же и отчим <при женитьбе> возьмет детей с наследством, то такое же условие.
100. А отчий двор без раздела всегда младшему сыну.
101. О жене, если она собралась остаться вдовой. Если жена собралась остаться вдовой, но растратит имущество и выйдет замуж, то она должна оплатить все <утраты> детям.
102. Если дети не захотят ее проживания на дворе, а она поступит по своей воле и останется, то любым образом исполнить <ее> волю, а детям воли не давать; а что ей дал муж, с тем ей и остаться <на дворе невыделенно> или, взяв свою часть, остаться <на дворе выделение>.
103. А на <выделенную> часть материнского имущества дети прав не имеют, но кому мать отдаст, тому взять; если отдаст всем, то пусть все разделят; если умрет без завещания, то у кого на дворе она находилась и кто ее кормил, то тому взять <ее имущество>.
104. Если у одной матери будут дети от двух мужей, то одним идет наследство своего отца, а другим — своего.
105. Если отчим растратит что из имущества отца пасынков и умрет, то вернуть <утраченное> брату <сводному>, на это и люди <свидетелями> станут, что отец его растратил, будучи отчимом; а что касается <имущества> его отца, то пусть он им владеет[76].
106: А мать пусть даст свое <имущество> тому сыну, который был <к ней> добр, от первого ли мужа или от второго; если же все сыновья будут к ней плохи, то она может отдать <имущество> дочери, которая ее кормит.
107. А это пошлины судебные. А это пошлины судебные: от виры — 9 кун, а метельнику — 9 векш, а от <тяжбы> о бортном участке — 30 кун, а от всех иных тяжб, кому помогут <судебные исполнители> — по 4 куны, а метельнику — 6 векш.
108. О наследстве. Если братья будут судиться перед князем о наследстве, то детскому, который идет их делить, взять гривну кун.
109. Пошлины за исполнение судебной клятвы. А это пошлины за исполнение судебной присяги: от тяжбы по убийству — 30 кун, а от тяжбы о бортном участке — 30 кун без трех кун; столько же и в тяжбе о пахотной земле. А от тяжбы о свободе — 9 кун.
[1] Эта статья ограничивает кровную месть, разрешая её лишь близким родственникам убитого. На случай их отсутствия или нежелания мстить устанавливался штраф в пользу князя. Русин по разным предположениям являлся либо представителем высшего слоя – выходцем из Скандинавии, либо жителем Киевской или иной южной земли. Мужем считался любой свободный человек, гридин и мечник являются слугами (младшими дружинниками) князя, ябетник также находился на княжеской службе (возможно, судебной или хозяйственной). Изгоем в Киевской Руси считался человек, выпавший из своей сословной группы: умерший раньше отца князь и его потомство, не выучивший грамоту сын священника, разорившийся купец и т.п. Под «словенином» понимался новгородец. Гривна являлась основной денежной (а также весовой) единицей Киевской Руси и представляла собой слиток серебра весом 204 г (наиболее распространённая новгородская гривна) или 163-165 грамм (киевская гривна). [2] Эта статья заменяла месть за побои, а также устанавливала порядок их доказывания. При наличии видимых следов побоев (крови или синяков) свидетель не требовался, при их отсутствии свидетельские показания были обязательны, иначе дело прекращалось.[3] Эта статья ограничивала месть за удары тяжёлыми предметами случаями немедленной расправы с обидчиком на месте преступления. Если она не состоялась, то ответственность ограничивалась штрафом. [4] Смысл статьи не ясен. Возможно, в начале статьи при переписке было пропущено утверждение, аналогичное статье 5 (за удар, повлёкший потерю ноги, штраф 40 гривен).[5] Статьи 7-9 устанавливают ответственность за оскорбления действием. Показательно, что повреждение усов или бороды карается в 4 раза дороже отрубленного пальца. Борода являлась признаком мужского достоинства и высоко ценилась как на Руси, так и в других средневековых странах. [6] Статья устанавливала наказание за оскорбление действием без использования оружия или тяжёлых предметов, а также порядок его доказывания. От местных жителей требовались показания двух свидетелей, иностранцы могли ограничиться личной клятвой. Под варягами понимались скандинавы, под колбягами скорее всего они же или какое-то угро-финское племя. [7] Под «челядином» понимался холоп, т.е. раб. Статья предписывала варягам и колбягам выдавать укрывавшихся у них холопов в течение 3 дней под страхом штрафа в 3 гривны. Статьи 10-11 показывают привилегированное положение варягов и колбягов. [8] Статья ограничивает розыск пропавших вещей пределами общины («мира»).[9] Статья запрещает самовольно отнимать пропавшие вещи и требует проводить т.н. «свод». Его правила указываются в статье 16.[10] Под «изводом» скорее всего понимается свидетельство 12 человек. Извод следует отличать от свода.[11] Статья раскрывает процедуру свода. Владелец украденного челядина (или вещи) должен был указать, у кого её приобрёл, тот в свою очередь указывал предыдущего владельца. На нём свод заканчивался, он должен был вернуть украденное и искать свои деньги с помощью свидетелей. [12] По другому переводу, оскорблённый при встрече имел право не убить, а лишь избить оскорбившего его холопа.[13] Изяслав, Святослав и Всеволод (именно при таком старшинстве) были старшими из переживших отца сыновей Ярослава Мудрого. Изяслав (1024-1078) при жизни отца княжил в Турове и Новгороде, затем был киевским великим князем (1054-1068, 1069-1073 и 1077-1078) и погиб в борьбе со своими племенниками (сыновьями Святослава), Святослав (1027-1076) при жизни отца княжил на Волыни, при Изяславе в Чернигове и, свергнув старшего брата, в Киеве (1073-1076). Всеволод (1030 или 1033-1093) княжил в Переяславле, Чернигове и Киеве (1076-1077 и 1078-1093). В 1054-1068 эти князья управляли Русью совместно. Остальные пятеро были их боярами. Из них в источниках упоминаются трое. Коснячко служил воеводой Изяслава и пережил разорение своего двора во время Киевского восстания 1068 г., Чюдин в 1072 г. «держал» пригород Киева Вышгород, Микула примерно тогда же был там же «старейшиной огородником».Перечисление князей и бояр в одном ряду показывает важную политическую роль верхушки дружины и обязанность князей принимать важные решения только совместно с боярами.[14] Огнищанином именовался управляющий княжеской вотчиной, княжеским подъездным – сборщик причитающихся князю денежных средств. Смысл статьи заключается в возложении наказания в предусмотренном ею случае ( т.е. когда убийца известен и не скрывается) на убийцу и освобождении от него общины (см. статью 20). Вдвое повышенный штраф за убийство высокопоставленных княжеских служащих по сравнению со свободными людьми показывает усиление сословной дифференциации.[15] Статья предусматривает случай, когда убийца неизвестен. В этом случае поиск преступника возлагался на вервь (общину), в которой произошло убийство, при уклонении общины от поиска штраф возлагался на неё, т.к. предполагалось её нежелание выдать убийцу.[16] Тиуном именовался помощник огнищанина. По одному толкованию, в статье говорится о праве каждого безнаказанно убить огнищанина и тиуна на месте преступления. По мнению других, речь идёт об ответственности за убийство грабителем огнищанина или тиуна, защищающего княжеское имущество[17] Дорогобуж – город в Волынской земле, ныне село в Ровенской обл. Украины. [18] Статья устанавливает наказание за убийство княжеских служащих среднего звена. Относительно невысокий размер штрафа даёт основание предполагать, что ими были зависимые люди.[19] Статус рядовичей до конца не ясен. Их считают зависимыми людьми, сохранившими некоторые права свободных на основании «ряда» (договора) и являвшимися мелкими хозяйственными или иными агентами или разновидностью холопов (от рядовой).[20] Статья имеет альтернативный перевод: «А за холопа смерда 5 гривен». Смердами именовалась многочисленная категория населения Древней Руси, социальное положение которой является спорной. По мнению едва ли не большинства историков, смердами были завоёванные племена и посаженные на земли пленники, которые вели своё хозяйство и платили своему владельцу (князю, боярину, монастырю или городской общине) значительную дань и иные платежи. Т.е. они напоминали позднейших крепостных. По другому мнению, смердами именовались низшие слуги князя, аналог западноевропейских мелких рыцарей. Некоторые историки считают смердами всех или только свободных земледельцев Руси.[21] Под “робой” понималась женщина-холоп. Кормилец –дядька-воспитатель.[22] Гривна равнялась 20 ногатам или 25 кунам или 50 резанам.[23] Повторение постановления статьи 2.[24] Клетью в русском крестьянском жилище называлось неотапливаемое помещение, примыкавшее к избе посредством сеней и используемое для хранения имущества и в качестве летней спальни. Предполагается, что число «18» могло возникнуть из-за деятельности воровской шайки из 18 человек. Некоторые историки предлагают читать это число как «10» и переводить не «если их будет 18», а «хотя бы их было и 10», при этом «десять» было описанием множественного числа. Т.е. повышенный штраф устанавливается за групповую кражу.[25] Борть – гнездо диких пчёл в дереве или колоде.[26] Статья была направлена против самосуда.[27] «Затесать» означало уничтожить межевой знак на дереве и вырубить вместо него другой.[28] Т.е. лодку.[29] Статья ограничивала право расправы с вором на месте преступления. Она разрешалась лишь немедленно и до связывания вора, в противном случае расправившийся должен был платить как за убийство.[30] В статье говорится о разделе каких-то платежей между князем, его слугами и церковью. При её переписке допущены явные ошибки: из одной гривны невозможно выплатить князю 3 гривны, поэтому однозначное толкование отсутствует. [31] Статья предусматривала содержания местным населением вирника, т.е. сборщика пошлин и иных платежей в пользу князя, а также максимальное время его пребывания на одном месте. Векша (веверица)=1/150 гривны или 1/3 резаны.[32] Статья определяла размер вознаграждения строителям мостов (по другой трактовке деревянных мостовых). Городнёй называлась часть (секция) моста, мостовой, городской стены и т.п.[33] Ярослав Мудрый (ок. 983-986 – 1054) – русский князь, сын киевского великого князя Владимира Святославича. При жизни отца княжил в Ростове и Новгороде, киевский великий князь (1016-1018 и с 1019), выиграл войну за престол у старшего брата Святополка. Разгромил печенегов, провёл ряд других успешных войн. Его княжение считается расцветом Киевской Руси.[34] Этот заголовок показывает, что составители Пространной правды считали результатом законодательной деятельности Ярослава Мудрого не только правду Ярослава, но и правду Ярославичей (за исключением статьи 2, в тексте которой есть указание на пересмотр законодательства Ярослава).[35] Статья объединяет статьи 1, 19, 22 Краткой правды. По сравнению с ней из числа имеющих право мстить исключён сын сестры. Это показывает дальнейшее ограничение кровной мести в княжение Ярослава Мудрого.[36] Статья предусматривает отмену кровной мести.[37] Статья повторяет статью 20 Краткой правды, распространяя её на любого свободного человека.[38] “Дикой вирой” назывался штраф, выплачиваемый общиной за преступника.[39] В статье говорится об убийстве при разбое. Оно каралось не штрафом, а отдачей преступника «на поток и разграбление», т.е. он сам с семьёй изгонялся, а имущество его конфисковывалось.[40] Статья показывает имущественную дифференциацию в общинах и выделение в них членов, оказавшихся не в состоянии участвовать в выплате дикой виры.[41] Уборок – мера сыпучих тел, голважня – единица измерения соли, ссадная гривна – подать вирнику за его сход с коня.[42] Статья устанавливала распределение штрафа за убийство высокопоставленного княжеского служащего. В последней её части («за убийство») говорится о выплате в пользу семьи жертвы.[43] В отличие от Краткой правды статья упоминает не только княжеского, но и боярского рядовича, что свидетельствует о развитии боярского землевладения.[44] Статьи 11-17 повторяют (за указанным в предыдущем прим. исключением) соответствующие постановления Краткой правды.[45] Статья предусматривает испытание калёным железом, к которому должен был прикоснуться (или даже взять его) ответчик или истец. Считалось, что бог не допустит появления у правой стороны ожогов. Такое испытание проводилось не только на Руси, но в спедневековой Европе. См. также статьи 86-87[46] При испытании водой требовалось достать кольцо из кипятка или прыгнуть в реку с быстрым течением или связанного бросали в воду и вытягивали, если он начинал тонуть. Именно это считалось доказательством его невиновности (вода как стихия чистоты якобы не примет нечистого).[47] Статья устанавлиевает, что штраф в пользу князя в 3 раза превышает выплату пострадавшему, в то время как по Краткой правде 3 гривны выплачивались именно пострадавшему.[48] Стать 23-31 основаны на соответствующих постановлениях Краткой правды. От жалующегося на оскорбление действием варяга и колбяга стали требовать представления свидетелей (по статье 10 Краткой правды ему было достаточно принести присягу). [49] Статья 11 Краткой правды предусматривала укрывательство беглого холопа лишь варягом или колбягом и устанавливала выплату в пользу владельца холопа, а не князя.[50] Статьи 33-37 развивали соотвутствующие постановления Краткой правды. В отличие от неё, свод в своём городе не ограничивался третьим владельцем.[51] Статья предусматривала проведение свода по делам о краже холопа до конца на основе показаний самого холопа.[52] Статья признавала убийство вора на месте преступления чем-то вроде необходимой обороны, однако допускала его лишь немедленно. Убийство после связывания каралось штрафом, уменьшенным по сравнению с обычным убийством (12 гриве вместо 40).[53] В отличие от аналогичной статьи Краткой правды, эта статья устанавливала не компенсацию в пользу пострадавшего, а штраф князю.[54] Согласно другому переводу этой статьи, присягу должен был приносить не истец, а ответчик.[55] Статья указывала 3 вида процентов: годовые, третные (по третям года) и месячные. Последние были самыми высокими, поэтому если они взимались в течение года, то превращались в третные.[56] Владимир Мономах (1053-1125) – русский князь, старший сын Всеволода Ярославича (см. прим. 14), княжил в Смоленске, Чернигове, Переяславле, с 1113 киевский великий князь. На рубеже XI-XII вв. был инициатором успешных походов против половцев. В качестве киевского князя контролировал около ¾ территории Руси. Святополк Изяславич (1050-1113) – русский князь, сын Изяслава Ярославича (см. примечание 14), княжил в Полоцке, Новгороде, Турове, Киеве (с 1093). В его княжение состоялся Любечский съезд, закрепивший разделение Руси между разными ветвями Рюриковичей. Руководил походами против половцев. Покровительствовал ростовщикам, что вызвало восстание киевлян после его смерти. Для успокоения недовольных и была издана Владимиром Мономахом указанная статья. Ратибор в 1079-1081 гг. был посадником Тмутаракани. Переяславец Станислав Добрый был убит в 1136 г. Иванко возможно был сыном упомянутого в преамбуле к Правде Ярославичей Чудина. Олег Святославич (ок. 1053 – 1115) – русский князь, четвёртый сын Святослава Ярославича (см. примечание 14). При жизни отца княжил на Волыни. После его смерти вместе с братьями признан Изяславом и Всеволодом Ярославичами изгоем (т.к. Святослав умер раньше старшего брата) и вытеснен в Тмутаракань. Не смирился с эим положением и вместе с братьями и в союзе с половцами начал войну против дядей, по итогам которой отвоевал Черниговское княжество, с 1197 княжил в Новгороде-Северском. Указание на участие в принятии устава его боярина говорит о желании Владимира придать постановлению общегосударственное значение.Статья устанавливает, что кредитор имеет право взять третные проценты два раза в год и на третий раз получает основной долг. При выплате процентов в третий раз основной долг не выплачивается.[57] Закуп – неисправный должник, отрабатывающий свой долг в хозяйстве кредитора. В случае бегства от него по общему правилу становился холопом. Статья предусматривала исключения из этого правила.[58] Некоторые исследователи предлагают читать не «своего коня», а «воинского коня» и полагают, что закупы ходили в поход с господином и первая часть статьи устанавливает, что в случае гибели коня закуп не платит его стоимость.[59] Значение слова «купа» неясно. Возможно, речь идёт о заработной плате закупа.[60] Статья предусматривала, что в случае продажа закупа в холопы он освобождался, а господин штрафовался.[61] Переработанная статья 16 Краткой правды.[62] Статья обязывала общину под угрозой штрафа бороться с нелегальным ловом бобров на своей территории.[63] Отрок – младший дружинник или служащий, перекладное – пошлина за окончание дела, мех – по одному из предположений мешочек для перевозки денег.[64] Размер вознаграждения за кражу пчелиного роя зависел от размера убытка потерпевшему. Статья имеет альтернативные переводы.[65] Статья основана на статьях 31-32 Краткой правды, но в отличие от них предусматривает основную выплату не потерпевшему, а князю.[66] Набойная ладья – ладья с досками, набитыми поверх бортов (возможно, для защиты воинов от вражеских лучников).[67] В древнерусском тексте вместо «куропатка» написано «куря».[68] Гумно – огороженный участок в крестьянском дворе или сарай, предназначенный для хранения и обработки зерна.[69] Статья подчёркивает неполноценность свидетельства холопа.[70] Детский – младший дружинник.[71] Статья имеет альтернативные переводы. По мнению некоторых, в ней говорится только об убийстве жены мужем. По другому прочтению, основанному на одной из рукописей Русской правды, половинный штраф уплачивается лишь если убитая «была виноватой», в противном случае выплачивается полный штраф. Половинный штраф за убийство женщины выплачивался по кавказским обычаям XIX в. [72] Статья предусматривала случай смерти смерда, не имевшего сыновей и внуков по мужской линии.[73] Статья предусматривала, в частности, обязанность братьев по возможности дать сестре приданное.[74] Городня – звено городской стены. Лукно и уборок – меры объёма, величина которых неизвестна. [75] Локоть – меры длины, примерно равнялась 54 см[76] Статья предусматривает, что если отчим растратит имущество пасынков и умрёт, не возместив ущерб, то эта обязанность переходит к его сыну.[77] Статья указывает пути добровольного поступления в холопы. В первом случае говорится о самопродаже.[78] Дача – нечто, передаваемое господином на определённых условиях или, по мнению некоторых исследователей, ссуда. Статья устанавливала, что должник не становится холопом.[79] Статья устанавливала, что господин отвечает по торговым долгам своего холопа и не может уклониться от их платежа даже ценой отказа от прав на холопа.[80] Ответственность за кражу не распространялась на не знавшую о ней семью вора.