Устав князя Ярослава Владимировича о церковных судах. XI-XIII вв.
Церковный устав Ярослава Мудрого является развитием Церковного устава Владимира. Он не только перечислял подведомственные церковному суду дела (расширяя их перечень), но и устанавливал соответствующие наказания.
Вопрос датировки этого документа является спорным. Некоторые историки, начиная с Н.М. Карамзина, считали его подделкой XIV в. Однако большинство авторов XIX-XX вв. датировали документ домонгольскими временами. По мнению наиболее серьёзного исследователя Устава Я.Н. Щапова, первоначальный вариант документа был составлен в 1051-1054 гг. В последующем он неоднократно перерабатывался. Устав известен в 6 редакциях. Самая древняя из них, Пространная, была составлена в XII – I четверти XIII вв., Краткая – в середине XIV в. (на основе не Пространной редакции, а текста XI в.), остальные 4 (Румянцевская, Тарновская, Устюжская и Западнорусская) ещё позже путём переработки двух первых редакций.
Церковный устав Ярослава значительно отличается от аналогичных византийских документов. Он расширяет компетенцию церковного суда, включая в неё некоторые преступления, которые в Византии карались светскими законами. Предусмотрены новые составы преступлений, неизвестные византийскому праву. В качестве наказаний вместо принятых в Византии смертной казни и членовредительства устанавливались очень высокие штрафы (в ряде случаев в разы превышающие предусмотренные Русской правдой). Их размер заставляет сомневаться в реальном применении Устава.
Вниманию читателей предлагается Пространная редакция как самая древняя. По традиции она приводится на древнерусском языке с переводом непонятных слов и выражений. Разбивка на статьи сделана историками.
1. А се аз, князь великыи Ярослав[1], сын Володимеров[2], по данию отца своего сгадал есмь с митрополитом киевским и всея Руси Иларионом[3], сложихом греческыи номоканон[4]; еже не подобаеть сих тяж судити князю, ни бояром его, ни судиям его, дал есмь митрополиту и епископом: роспусты по всем городом[5], 10-ю неделю мыта[6] к церкви и к митрополиту[7], а людем его не даяти мыта нигде; осминечье[8] дал есми.
2. Аще кто умчить девку или насилить[9], аще боярская дочи будеть, за сором ей 5 гривен[10] злата, а митрополиту 5 гривен золота; аще будеть менших бояр, гривна золота ей, а митрополиту гривна золота; а добрых людеи будеть, за сором рубль[11], а митрополиту рубль; на умыцех по 60 митрополиту, а князь их казнить[12].
3. Аще кто пошибаеть[13] боярскую дочерь или боярскую жену, за сором еи 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота; а меньших бояр — гривна золота, а митрополиту — гривна золота; нарочитых людеи[14] — два рубля, а митрополиту два рубля; простыи чади — 12 гривен кун, а митрополиту 12 гривен, а князь казнитель.
4. Аще же пустить боярин жену великых бояр[15], за сором ей 300 гривен, а митрополиту 5 гривен золота, а менших бояр гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых людии 2 рубля, а митрополиту 2 рубля; простои чади 12 гривен, а митрополиту 12 гривен, а князь казнить.
5. Аще же девка блядеть или дитяти добудеть у отца, у матери[16] или вдовою, обличивше[17], пояти ю в дом церковныи[18].
6. Тако же и женка без своего мужа или при мужи дитяти добудеть, да погубить[19], или в свиньи ввержеть[20], или утопить, обличивши, пояти (и) в дом церковныи, а чим ю паки род окупить[21].
7. Аже девка засядеть[22] великих бояр, митрополиту 5 гривен золота, а менших бояр — гривна золота, а нарочитых людии — 12 гривен, а простои чади рубль[23].
8. Аже муж от жены блядеть[24], митрополиту нет кун, князь казнити.
9. Аже муж оженится иною женою, а с старою не роспустится, митрополиту вина[25], молодую поняти в дом церковны(и), а с старою жити.
10. Аже поидеть жена от своего мужа за иныи муж или иметь блясти[26] от мужа, ту жену поняти в дом церковныи, а новоженя[27] в продажи митрополиту[28].
11. Аще будеть жене лихыи недуг, или слепа, или долгая болезнь, про то еа не пустити[29].
12. Тако же и жене нелзе пустити мужа.
1З. Аще кум с кумою блуд створить, митрополиту 12 гривен, а опитемии указание от бога[30].
14. Аще кто зажжеть гумно, или двор, или иное что, митрополиту 40 гривен, а опитемию подоимуть, а князь казнить[31].
15. Аще кто с сестрою блуд створить, митрополиту 40 гривен, а во опитемии указано по закону.
16. Аще ближний род поимется[32], митрополиту 40 гривен, а их разлучити, а опитемию приимуть.
17. Аще кто иметь две жены водити[33], митрополиту 20 гривен, а которая подлегла[34], тую пояти в дом церковныи, а первую жену держати по закону. Иметь ли лихо ею держати, казнью казнити[35].
18. Аще муж роспустится с женою по своей воли, а будеть ли венчальная, и дадять митрополиту 12 гривен, будеть ли невенчальная, митрополиту 6 гривен[36].
19. Аще жидовин или бесерменин[37] будеть с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковныи.
20. Аще кто блудить с черницею, митрополиту 40 гривен, а во опитемию вложити.
21. Аще ли кто с животиною блуд створить, митрополиту 12 гривен, а во опитемии и в казни.
22. Аще свекор с снохою блудить, митрополиту 40 гривен, а опитемию приимуть по закону.
23. Аще кто з двема сестрама в блуд владеть, митрополиту 12 гривен.
24. Аще кто с падчерицею блудить, митрополиту 12 гривен.
25. Аще деверь с ятровию[38] впадеть, митрополиту 12 гривен.
26. Аще кто с мачехою в блуд впадеть, митрополиту 12 гривен.
27. Аще два брата с единою женою, митрополиту 30 гривен, а женку поняти в дом церковныи.
28. Аще отец с дочерию впадеть в блуд, митрополиту 40 гривен, а опитемию приимуть по закону.
29. Аще девка не въсхощеть замуж, то отец и мати силою дадять. А что девка учинить над собою, то отец и мати митрополиту в вине[39].
30. Аще кто зоветь чюжую жену блядию, а будеть боярьская жена великых бояр, за сором 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота, а князь казнить; а будеть меньших бояр — 3 гривны золота, а митрополиту рубль; оже будеть городскых людей — 3 гривны золота, а митрополиту рубль; селенце — 60 резан[40], а митрополиту 3 гривны.
31. Аще кто пострижеть кому голову или бороду, митрополиту 12 гривен, а князь казнить.
32. Аще муж иметь красти[41] конопле или лен и всякое жито[42], митрополиту 12 гривен. Тако же и женка[43].
33. Аще муж крадеть белыа порты[44], или портища, или полотны, и митрополиту 3 гривны, и тако же и женка.
34. Аще кто иметь красти сватебное и сгородное — все митрополиту[45].
35. Про девку сыр краявши[46], за сором ей 3 гривны, а что потеряно, тое заплатити[47], а митрополиту 6 гривен, а князь казнить.
36. Аще жена мужа крадеть и обличити ю, митрополиту 3 гривны, а муж казнить ю, и про то не разлучити[48].
37. Аще кто клеть крадеть[49], тако же творять.
38. Аще жена будеть чародеица, наузница, или волхва, или зелейница[50], муж, доличив, казнить ю, а не лишиться[51].
39. Аще мужа два бьетася женьскы, любо одереть, любо укусить[52], митрополиту 12 гривен.
40. Аще жена бьеть мужа, митрополиту 3 гривны.
41. И жене две бьется, митрополиту 6 гривен на виноватой.
42. Аще который муж бьеть чюжюю жену, за сором ей по закону, а митрополиту 6 гривен.
43. Аще ли сын биеть отца или матерь, да казнять его волостельскою казнию[53], а митрополиту в дом церковный такий отрок.
44. Иже чернець или черница впадеть в блуд, тех судити митрополиту.
45. Тако же или поп, или попадиа, или проскурница[54], а впадуть в блуд, тех судити митрополиту опроче миру[55], а вь что их осудить, волен[56].
46. Аще поп, или чернец, или черница упиеться без времени, митрополиту в вине[57].
47. Аще кто что поганое сьясть по своей воли, или кобылину, или медведину, или ино что отреченое, митрополиту в вине и в казни[58].
48. Иже поп дети крестить в чюжем уезде[59] иного попа, раз пси нижа или при болезни, а что створить крешеньское не во своем уезде, митрополиту в вине[60].
49. С некрещеным, ни иноязычником, или от нашего языка будеть с некрещеным, ведая ясть и пиеть, митрополиту в вине[61].
50. Аще кто с отлученым ясть и пиеть, да будеть сам отлучен.
51. Аще кто с бесерменкою или с жидовкою блуд створить, а не лишиться[62] — церкви отлучиться и христьян, а митрополиту 12 гривен.
52. Аще чернец или черница (рос)стрижються[63], митрополиту 40[64].
53. А сими винами разлучити мужа с женою.
1). А се первая вина. Услышить жена от иных людей, что думати на царя или на князя, а мужу своему не скажеть, а опосли обличиться[65] — розлучити.
2). А се вторая вина, оже муж застанеть свою жену с любодеем или учинить на ню послухы и исправу[66], разлучити.
3). А се 3-я вина, аще подумаеть жена на своего мужа или зелием, или инеми людьми[67], или иметь что ведати мужа еа хотять убити, а мужу своему не скажеть, а опосле обьявиться, и разлучити их.
4). А се 4-я вина, аще без мужня слова иметь с чюжими людьми ходити, или пити, или ясти, или опроче мужа своего спати[68], потом обьявиться, разлучити их.
5). А се 5-я вина, оже иметь опроче мужа ходити по игрищам, или в дни, или в нощи, а не послушати иметь[69], розлучити их.
6). А се 6-я вина, оже жена на мужа наведеть тати[70], велить покрасти, или сама покрадеть, или товар, или церковь покрадши, инем подаеть, про то разлучити.
54. А что ся дееть в монастырьскых делех, в церковных, в самех монастырех, да не вступаеться князь, ни волостель[71], безатщина[72] приидеть к волостелю митрополичю.
55. Аще кто устав мой и уставление мое порушить, или сынове мои, или внуци мои, или правнуци мои, или от рода моего кто, или от рода боярьскаго бояр моих, а вступягь в суд митрополич, что есмь дал митрополиту церковныи суды, епискупом, по правилом святых отец, судивше, казнити по закону.
56. А хто иметь судити, станеть сь мною на страшнем суде пред богом, и да будеть не нем клятва святых отец 300 и 18, иже в Никии[73] и всех святых. Аминь.
Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. М., 1984. С. 139-140
[1] Ярослав Мудрый (ок. 983-986 – 1054) – русский князь, сын киевского великого князя Владимира Святославича (один из средних) от полоцкой княжны Рогнеды. При жизни отца княжил в Ростове и Новгороде, киевский великий князь (1016-1018 и с 1019), выиграл войну за престол у старшего брата Святополка. Разгромил печенегов, провёл ряд других успешных войн. Его княжение считается расцветом Киевской Руси.[2] Владимир (I) Креститель (Святой, Красное Солнышко) (ок. 960 – 1015) – русский князь, третий (согласно летописи, по мнению некоторых историков второй) сын киевского князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши. Княжил в Новгороде (970-980) и Киеве (с 978 или 980, победив с помощью шведских наёмников старшего брата Ярополка). Подчинил киевской власти вятичей и белых хорватов, окончил подчинение радимичей. Сделал князьями основных городов Руси своих сыновей (вместо племенных старейшин). Провёл 2 религиозные реформы: в начале пытался унифицировать язычество, затем сделал государственной религией Руси христианство (988). В его княжение стала распространяться грамотность, началось каменное строительство.[3] Иларион – древнерусский церковный деятель, киевский митрополит (1051-1055). Первый предстоятель русской православной церкви из русских, избран собором епископов по указанию князя Ярослава, в то время как по церковным правилам киевский митрополит назначался константинопольским патриархом. Вскоре после смерти Ярослава низложен, был монахом Киево-Печёрского монастыря. Является автором Слова о законе и благодати – одного из важнейших литературных произведений Древней Руси. [4] Т.е. уяснил из греческого Номоканона.[5] Т.е. право разбирать дела о разводах во всех городах.[6] Мыт – пошлина за провоз товаров.[7] Т.е. церковь должна была получать 1/10 доходов от мыта.[8] Осьминечье – пошлина, уплачиваемая при торговле зерном.[9] Т.е. насильно похитит девушку с целью жениться на ней.[10] Гривна являлась основной денежной (а также весовой) единицей Киевской Руси и представляла собой слиток (по общему правилу серебра) весом 204 г (наиболее распространённая новгородская гривна) или 163-165 грамм (киевская гривна). Золотая гривна была в 12,5 раз дороже серебряной.[11] Рубль (здесь) – появившаяся в XII-XIII вв. денежная единица, первоначально составлявшая по разным предположениям гривну, 1/2 или 1/4 гривны серебра.[12] Т.е. с каждого из участников похищения взыскивается 60 гривен кун (примерно 15 гривен серебром). Фраза "князь казнит" здесь и далее не имеет однозначного перевода. По мнению одних, речь идёт о праве князя вынести дополнительное наказание по своему усмотрению (что противоречит содержащемуся в статье 55 категорическому запрету вмешиваться в подведомственные церковному суду дела), по мнению других – об обязанности князя и его слуг взыскать предусмотренный штраф в пользу церкви.[13] Пошибает – изнасилует.[14] Нарочитые люди – возможно, богатые горожане.[15] Т.е. если боярин самовольно разведётся с женой, происходящей из великих бояр.[16] Т.е. родит ребёнка, проживая в доме родителей.[17] Обличивши – публично объявивше об её поведении.[18] Дом церковный – монастырь. Виновная направлялась в него для покаяния, обычно на 3 года.[19] Погубит (здесь) – сделает аборт.[20] В свиньи ввержет – бросит на сьедение свиньям.[21] Т.е. пока её не выкупят родичи.[22] Т.е. если родители не будут выдавать дочь замуж.[23] Ответственность родителей за невыдачу дочь замуж отсутствовала в византийском праве. Предполагается, что она была связана с обычаем о наследовании родительского имущества одними сыновьями.[24] Т.е. если муж жене изменяет.[25] Т.е. муж отвечает перед митрополитом (церковным судом).[26] Имет блясти – начнёт изменять.[27] Новожень – второй муж или любовник.[28] Т.е. митрополит (церковный суд) наложит на него штраф.[29] В статье говорится, что тяжёлая болезнь жены не может быть причиной развода.[30] Т.е. на них будет наложена епитимья (церковное покаяние).[31] В статье говорится о поджоге церковных имуществ.[32] Т.е. если близкие родственники вступят в брак.[33] Т.е. если кто женится на двух женщинах.[34] Т.е. которая вышла замуж второй.[35] Т.е. за плохое обращение с законной женой мужчина подлежит наказанию.[36] Статья устанавливала штраф в пользу церкви даже за прекращение не венчанного сожительства. Предполагается, что это доказывает раннее происхождение Устава, когда венчания не были распространены и церковь была вынуждена признавать традиционные формы брака.[37] Жидовин или бесерменин – иудей или мусульманин.[38] Ятровь – жена брата.[39] Статья обязывала родителей принудительно выдать дочь замуж в случае её несогласия (см. статью 7), но не освобождала их от ответственности за самоубийство дочери, последовавшее от такого принуждения.[40] Резана – денежная единица Древней Руси, равнялась 1/750 золотой гривны и 1/50 серебряной гривны.[41] Т.е. украдёт.[42] Жито – зерно.[43] Статья предусматривала кражи внутри семьи.[44] Порты – одежда. Возможно, речь идёт о церковных ризах или также о кражах внутри семьи.[45] В статье говорится, что дела о краже предметов, приготовленных для свадьбы и помолвки (сговора) подлежат церковному суду.[46] Т.е. если жених откажется от свадьбы после помолвки (вынесения невестой гостям резаного сыра).[47] Т.е. жених обязан возместить семье невесты расходы на церемонию.[48] Т.е. если жена обокрала своего мужа, и он обличил её в этом публично, ей следует заплатить в пользу церкви 3 гривны. Этот проступок не является основанием для расторжения брака, но муж может наказать виновную своей властью.[49] Т.е. если жена обокрала амбар мужа.[50] Наузница – изготовительница амулетов, волхва – предсказательница, зелейница – изготовительница ядов и колдовских зелий (в т.ч. лекарств).[51] Т.е. муж должен наказать жену, но не разводиться с ней.[52] Т.е. если 2 мужчин дерутся по-женски, царапаясь и кусаясь.[53] Т.е. накажут по усмотрению волостеля (здесь – светской власти).[54] Проскурница – просвирница (женщина, пекущая используемые при богослужении хлебцы – просвиры).[55] Опроче миру – т.е. без светских свидетелй и иных участников процесса.[56] Т.е. определяет наказание по своему усмотрению.[57] В статье говорится об ответственности перед митрополитом попов и монахов за неумеренное пьянство.[58] В статье говорится о праве митрополита наказывать по своему усмотрению добровольно употребляющих в пищу конину, медвежатину и иные запрещённые для христиан продукты.[59] Уезд (здесь) – приход.[60] В статье священникам запрещалось проводить крещения в чужом приходе, кроме крайней нужды или болезни местного священника.[61] Статья запрещала принимать пищу и напитки с не крещёнными (как иностранцами, так и соотечественниками). [62] Т.е. откажется прекратить связь.[63] Т.е. сложат монашеское звание.[64] Гривен.[65] Т.е. если жена узнает о заговоре против царя или князя, не скажет об этом мужу и будет в этом уличена.[66] Т.е. если факт прелюбодеяния подтвердят свидетели.[67] Т.е. если жена захочет убить мужа ядом или с помощью других людей.[68] Т.е. если жена без разрешения мужа общается, пирует с другими людьми, ночует вне дома.[69] Т.е. нарушит запрет посещать игрища.[70] Тати – воры.[71] Волостель (здесь) – уполномоченный, чиновник.[72] Безатщина – выморочное имущество.[73] Т.е. участников I Никейского церковного собора 325 г., утвердившего основные догматы христианства.