Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных. Конец X – XII вв.
[1] Владимир (I) Креститель (Святой, Красное Солнышко, крещён как Василий) (ок. 960 – 1015) – русский князь, третий (согласно летописи, по мнению некоторых историков второй) сын киевского князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши. Княжил в Новгороде (970-980) и Киеве (с 978 или 980, победив с помощью шведских наёмников старшего брата Ярополка). Подчинил киевской власти вятичей и белых хорватов, окончил подчинение радимичей. Сделал князьями основных городов Руси своих сыновей (вместо племенных старейшин). Провёл 2 религиозные реформы: в начале пытался унифицировать язычество, затем сделал государственной религией Руси христианство (988). В его княжение стала распространяться грамотность, началось каменное строительство. [2] Святослав (942 (согласно летописи) – 972) – киевский князь с 945, сын князя Игоря Старого и Ольги. Разгромил Хазарский каганат, безуспешно пытался утвердиться на Дунае. Погиб в бою с печенегами. [3] Игорь Старый (ок. 878-945) – согласно Повести временных лет киевский князь с 912 г. Убит древлянами.[4] Ольга (ок. 890 (согласно летописи) – 969) – русская княгиня, жена Игоря и мать Святослава, правила от его имени с 945 по начало 960-х гг. Первая достоверно известная правительница Руси. Упорядочила взимание дани. В 957 или 955 приняла христианство.[5] Константин VIII (960-1028) – византийский император с 962 (до 1025 младший соправитель своих родственников, затем правящий). Василий II Болгаробойца (958-1025) – брат Константина, византийский император с 960 (до 976 младший соправитель, затем правящий). В результате длительных войн завоевал I Болгарское царство, обеспечил присоединение к империи Армении. Предоставил значительные торговые привилегии Венеции. Указание младшего соправителя перед старшим (а в некоторых списках и одного Константина) может объясняться редактированием Устава в правление [6] Фотий (ок. 820 – 896) – византийский богослов (один из "отцов церкви"), учитель просветителя славян Константина (Кирилла), константинопольский патриарх в 858-867 и 877-886. Вступил в конфликт с римской церковью, впервые обвинив её в ереси за добавление к символу веры ("filioque"). В его окружном послании 867 г. говорилось о добровольном принятии христианства русами.[7] Михаил (ум. в 991) – византийский церковный деятель, по происхождению сириец (по другой версии болгарин или серб). Первый киевский митрополит (с 989). [8] Десятинная церковь Богородицы в Киеве – первая каменная церковь на Руси. Была заложена в 989-991, построена в 996 г. Разрушена при взятии города монголами в 1240. Вновь сооружена в 1828-1842 гг., снесена в 1928.[9] Т.е. 1/10 доходов. Из-за этого церковь стала именоваться Десятинной.[10] Номоканоны – византийские сборники церковных правил, составленные в VI-VII вв. и впоследствии дополнявшиеся.[11] Т.е. прочтя в нём.[12] Анна (963-1011 или 1012) – дочь византийского императора Романа II и императрицы Феофано, сестра Василия II и Константина VIII (см. примечание 5), жена (с 988 или 989) Владимира Святославича. Сватовство к ней послужило поводом принятия Владимиром, а затем и Русью христианства. Активно способствовала этому. Не имела сыновей.[13] Имеются в виду церковные суды.[14] Свободы (слободы) – поселения, освобождённые (отсюда название) от каких-либо повинностей.[15] Т.е. христиане.[16] Сбор (здесь) – церковный собор. Предполагается, что эта статья завершает текст, изданный Владимиром.[17] Роспусты – разводы.[18] Смильное – внебрачная связь.[19] Заставание – нарушение супружеской верности, доказанное свидетельскими показаниями.[20] Умыкание – похищение девушки для брака.[21] Пошибание – изнасилование.[22] Т.е. имущественные споры между мужем и женой.[23] Т.е. запрещённые браки между родственниками или свойственниками.[24] Ведство – колдовство.[25] Урекание – оскорбление, клевета.[26] Узлы (здесь) – изготовление амулетов.[27] Зелье – изготовление ядов и колдовских зелий.[28] Зубоядение – укусы. Рассматривались как оскорбление или способ колдовства (наведение порчи).[29] Задница (здесь) - наследство. По другим источникам (ст. 108 Пространной редакции Русской правды) в определённых случаях эти дела могли вести и светские суды.[30] В некоторых списках пропущены. Возможно, это объясняется существованием в западнорусских землях (Литовском великом княжестве) права землевладельцев (собственников церквей) судить их священников.[31] Проскурница – просвирница (женщина, пекущая священные хлебцы – просвиры).[32] В другом варианте паломник.[33] Задушный человек – невольник, освобождённый по завещанию своего хозяина.[34] Значение термина неизвестно.[35] Опрочи мирян – возможно, без участия светских свидетелей и т.п.