Load description

Общая информация об историческом периоде

Во второй половине 1980-х гг. Советский союз оказался в состоянии острого экономического и политического кризиса. Неэффективная экономическая система, в рамках которой предприятия были заинтересованы не в снижении, а в повышении затрат, исключала переход к интенсивному развитию. Возможности экстенсивного пути оказались практически исчерпанными. С 70-х гг. имело место снижение темпов экономического роста и усиление отставания от развитых стран. Особенно значительным (по некоторым оценкам, непреодолимым) оно оказалось в высокотехнологичных отраслях, определяющих уровень развития страны: электронном машиностроении, автомобилестроении и др.

Популярность коммунистической идеологии в России основывалась на общинной психологии. Между тем урбанизация и распространение отдельных квартир приводили к её подрыву и нарастанию потребительских настроений, противоречащих официальной идеологии и возможностям советской экономики. Популярность власти подрывало, и неисполнение в течение десятилетий обещания построить т.н. "коммунизм", при котором будут удовлетворяться все потребности людей.

Проведённые на первом этапе "Перестройки" непродуманные реформы привели к усугублению кризиса. На её втором этапе М.С. Горбачёв и его окружение попыталось заинтересовать народные массы в успехе преобразований, предоставив им ограниченные политические права. В рамках такой политика была проведена конституционная реформа 1988 г., в 1989 г. распространённая на РСФСР. Она предусматривала создание высшего представительного органа власти - Съезда народных депутатов, на 2/3 избираемого на ограниченно альтернативных выборах и на 1/3 назначаемого "общественными организациями" (т.е. коммунистической властью), разрешающего лишь наиболее важные вопросы, а также наделённого законодательными полномочиями Верховного Совета, избранного Съездом. При этом сохранялся советский принцип полновластия Советов - Съезд народных депутатов имел право решить любой вопрос и избирал главу государства - председателя Верховного Совета.

Эта реформа не позволила выйти из политического кризиса: она сохраняла всё полноту власти за дискредитировавшими себя Коммунистической партией и лично Горбачёвым. Введённые им элементы народовластия оппозиция во главе с Б.Н. Ельциным (т.н. "демократы") при поддержке народа использовала для подрыва советской политической системы. В 1990 г. под давлением "демократов" была отменена статья конституции о руководящей роли Коммунистической партии - основополагающем принципе советской политической системы. Одновременно была введена должность президента СССР. Первый президент был избран Съездом народных депутатов, что не добавило ему легитимности.

При проведении аналогичной конституционной реформы в РСФСР (1990 г.) были введены всенародные выборы президента. При этом статьи об объявлении Съезда высшим органом власти и его праве решить любой вопрос пересмотрены не были. Таким образом, одни конституционные статьи (о Съезде и Верховном Совете) основывались на принципе полновластия Советов, другие (о президенте) на учении о разделении властей. Первое время президента и депутатов объединяло совместное противостояние союзному центру. После распада Союза между ними началась борьба за власть, закончившая вооружённым конфликтом осени 1993 г. и принятием ныне действующей конституции России.